Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

Коврига Ксения

ТЕМА РОДИНЫ В «КРОХОТКАХ» СОЛЖЕНИЦЫНА

 

    Только выдающимся писателям под силу, даже в небольших по размеру произведениях, полно выразить свое отношение к действительности, сделать это ярко, талантливо и интересно для читателя. К их числу, безусловно, относится А.И. Солженицын: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

    Тема Родины является доминирующей практически во всех рассказах цикла «Крохотки».

    Автор любит больше всего свободу, возможность дышать свежим воздухом, красоту, простоту и естественность; гармонию, тишину и покой.

    Любовь и боль – вот два главных чувства, передающие отношение Солженицына к Родине. А между ними – целая гамма чувств и переживаний: недоумение, восхищение, преклонение, любовь, сожаление, растерянность, негодование, тоска, обида, боль.

    С одной стороны, Солженицын считает, что плохих людей больше, потому что для того, чтобы изменяться к лучшему, нужна работа души. А затруднять себя этим многие не хотят.

    С другой, даже критикуя, писатель деятельно желает своей стране добра, он утверждает, что судьба каждого отдельного человека, судьба личная, частная вливается в общественную, государственную, а значит, каждый несет ответственность за судьбу родины. Русскому человеку дана сила подняться с колен и гордо идти перед лицом других стран. А память о позоре своей страны будит душу, заставляет работать над собой, задумываться о своей судьбе, о судьбе Родины.

    Этими мыслями пронизаны и отдельные рассказы, в которых, на примере самых обычных жизненных ситуаций, показано многообразие Родины во всех возможных проявлениях. И сливаются они в единое целое, название которому – любовь. Только человеку неравнодушному такое по плечу.

     Например, в произведении «На родине Есенина» автор подчеркнул бедность обстановки, в которой жил С. Есенин, грубые, прозаичные детали окрестностей села Константинова. Но именно здесь проявилась сила его таланта, не зависящая ни от каких жизненных обстоятельств. Поэт со всей силой любви к Родине воспел рязанские просторы, создав бессмертные образы красоты.

     А в рассказе «Лиственница» описывается это диковинное дерево! Ведь сколько видим ее перед собой, – а она хвойная, хвойная, да. Однако наступает осень – и осыпается она, вместе с соседями. Да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр. И всякий год, как внезапным даром, проявляется ласковое тепло, - знать еще годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть, к своим вернуться через шелковистые иголочки. Ведь – и люди такие есть.

     Проходя проселками средней России в миниатюре «Путешествуя вдоль Оки» вместе с писателем, начинаешь понимать, в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он в церквах. И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что надо покинуть мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли – вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей оттого, чтобы опуститься на четыре ноги. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили все свое лучшее, все свое понимание жизни.

      В рассказе же «Позор» речь идет о мучительном, болезненном ощущении позора за свою родину: «В чьих она равнодушных или скользких руках, безмысло или корыстно правящих ее жизнь. Не утешает и взгляд в глубину истории. Но выручает не сосредоточенность взгляда, а расширение пространства. Во время поездки по России, в дальних ее краях и областях довелось увидеть и чистоту помыслов, и неубитый поиск, и живых щедродушных родных людей. «Там» – ощущение позора, а «здесь» – надежды.» Это и констатация, и вновь призыв к работе души.

      А вчитайтесь в крохотку «Молния», в которой удар молнии во время грозы сравнивается с ударом кары-совести. Однажды автор после грозы увидел, что среди высочайших сосен избрала молния для своей разрушительной работы не самую высокую липу, – а за что? Прошла через ее живое и в себе уверенное нутро. Дерево погибло. Рассказ об этом событии завершается размышлением писателя о том, что удар молнии, погубивший липу, подобен удару кары-совести, который неизбежно настигает человека за содеянное зло.

      В «Колоколе Углича» показано, как теряется сегодня связь времен и наблюдается отчуждение между поколениями. Колокол предстает мучеником, крепко стоящим за веру. Судьба многострадального колокола не оставила писателя равнодушным. Он сравнивает возвращение колокола из небытия со своим возвращением из изгнания на родину. Единственный удар в колокол символизирует начало новой смуты, третьей (после татар и после польского набега в начале 17 века), большевистской, уже в наши дни. И писатель испытывает тревогу за судьбу Родины. Старая история – нынешняя, в прошлом противостояние народа и власти – и в наше время тоже.

       Когда же мы обратимся к рассказу «Колокольня», то увидим, что стояла его героиня при соборе, в гуще города. Но самодурные властители утопили из-за возведения плотины всю местность на две трети в Волге. И осталась от утопленного города только высокостройная колокольня. Да еще на шпиле – каким чудом? – крест уцелел. Однако для всех, кто однажды увидел это диво, получилась новая история: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить. Это и есть символ вечности России.

       Своеобразным же итогом размышлений автора на тему Родины является «Молитва о России». Русский человек, несущий веру в Бога, очищающий своим страданием мир и человечество, неукладный, нерамочный, свободный. Именно на нем держится духовность мира, возможность его существования.

       А.И. Солженицын пронес через всю свою жизнь любовь к России, стране, где он родился и вырос, где познал радость и трудности, к стране, которая вдохновляла его на творчество, которая не давала уснуть его душе.

       Жизнь Солженицына – яркий пример этому. Каждое его произведение – это боль за судьбу России, это гимн России, это молитва о будущем России.

 

 

 

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Введите текст, показанный на изображении.
443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14
 

Вт-пт: 10:00-19:00

Сб-вс: 10:00-18:00

Понедельник – выходной

(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru