Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

Шевцова Дарья

Литературное эссе

по произведению А.И. Солженицына «Как жаль»

Дарья Шевцова, 20 лет.

Жительница села Красный Яр, с улицы Комсомольской.

 

«Как здорово...» - это своеобразный ответ Александру Исаевичу Солженицыну за его небольшой рассказ «Как жаль…»

«Как здорово…», что Александр Исаевич Солженицын может незаметно идти где-то рядом по твоей улице в небольшом городке, поселке, селе, где в образе его Анны Модестовны В*, могла идти я.

Я небольшой человек, совсем юный. Я могу отвлекаться от какой-то «взрослой задачи» «взять справку». Нам часто приходится  ходить по таким незначительным делам, но только… «Вся сеть ветвей, поветвей, еще меньших веточек и сучочков, почечек будущего года: вся эта сеть была обнизана множеством водяных капель, серебристо-белых в пасмурном дне…»

Я, конечно, часто отвлекаюсь, хотя и совсем на чуть-чуть. А жизнь, она, как умудренный взрослый человек, одергивает нас.

В рассказе уместилось пятнадцать минут человеческой жизни, в которые уместилась незнакомая жизнь. А почему незнакомая? У моей бабушки с необычным именем Аделия Яцыковна тоже могла бы быть такая история, потому что она дочь репрессированного человека, мастера своего дела, судьбакоторого перечеркнулась его Именем. Что-то было «нетакое» в этом Имени. Это похоже на непокорную реку Чу, которую хотят изменить или укротить, потому что она Чу!

Я думаю, что Аделия  Яцыковна, которая с младенчества не видела своего отца, точно также приникла бы к газетной витрине, которых уже нет у нас, чтобы найти что-то обнадеживающее на газетных листах…

Александр Исаевич Солженицын шел по улице Комсомольской. В рассказе этого не написано, но это у нас самое популярное название улиц. В нашем селе это самая длинная улица. И когда-то здесь стоял «газетный щит на голубых столбиках. Под стеклом висел «Труд» наружной и внутренней стороной. В одной половине стекло было отколото с угла, газета замокла, и стекло изнутри обводнилось. Но именно в этой половине внизу Анна Модестовна прочла заголовок над двойным подвалом: «Новая жизнь долины Чу».

Эта река не была ей чужа…»

Спасибо Александру Исаевичу Солженицыну за доброго милиционера. Честно говоря, я подумала, что «резкий дробный турчок милиционера» перечеркнет и без того пугливую жизнь Анны Модестовны. Хотя «прилично одетая дама, в хороших годах»мне показалась молодой. Может разговор и не о годах, а ее ощущении жизни – она умеет видеть в «холодном сыром октябре» что-то свое хорошее.

И вот над маленьким человеком вырастает «рослый милиционер, особенно большой от намокшего на нем плаща с откинутым башлыком. Он строго над ней высился…»

«О, если только не штраф! Она боялась – будет хуже истолковано!»

Тревога была в осеннем октябрьском дне. Перед этим Анна Модестовна также увидела неясную опасность в «молодом человеке с ярко-желтым набитым портфелем, в мягкошерстном цветном пальто и ворсистой шапке, смятой в пирожок. Только в столице встречаются такие ранне-уверенные, победительные выражения. Анна Модестовна знала этот тип и боялась его».

И прошло-то пятнадцать минут, а Александр Исаевич Солженицын нарисовал жизнь целого поколения, у которого «была вечная ссылка», а еще возможность «подать заявление Берия, прося сослать…»

Но сегодня у нас всех праздник. Александр Исаевич Солженицын не стал превращать осеннюю лиричную мелко криминальную историю «в удивительную страну «ГУЛАГ».

Вместе с писателем мы проводили Анну Модестовну «по улице Комсомольской»…

«И она пошла быстро, совсем забыв, зачем  приходила на эту улицу, прижимая косо сложенную газету и иногда на ходу посасывая раненый палец.

Бегом к маме! Скорее прочесть вдвоем!Как только папе назначат точное место жительства, мама поедет туда и  привезет сама газету».

Можно только представить, какая радость будет через пол часа царить в доме Анны Модестовны В*. Она вместе с промокшей газетой принесла в дом надежду. Лучше написать об этом с большой буквы – Надежду!

И как здорово, что писатель может подарить нам это ощущение. «Как здорово», что читатели могут прочитать между строк у Александра Исаевича Солженицына. Как, например, в небольшом рассказе «Как жаль…»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Введите текст, показанный на изображении.
443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14
 

Вт-пт: 10:00-19:00

Сб-вс: 10:00-18:00

Понедельник – выходной

(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru