Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

Леоньева Светлана

ЛЕОНТЬЕВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
(Студентка III курса Самарского национального исследовательского
университета имени академика С.П.Королева).
МБУ «Межпоселенческая библиотека»
«Письмо писателю»
м.р. Елховский

 

 

Здравствуйте, дорогой Александр Исаевич! Пишу Вам письмо, в котором хочу выразить свое впечатление о прочитанном, и немного рассказать о современной жизни в русской провинции.

Первый рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича» произвел в массах эффект взорвавшейся бомбы. Рассказ «Матренин двор» уже иного плана, но, как и в первом случае, Вы исследуете психологию человека. На мой взгляд, одной из важнейших особенностей Ваших произведений является внимание к малейшим деталям.

Нужно признаться, что я читала немногие Ваши произведения. Но с уверенностью могу сказать, что больше всего мне в душу запал именно «Матренин двор». Как знает большинство читателей, изначально рассказ назывался «Не стоит село без праведника», но, как мне кажется, второе название подходит больше. Наверное, и Вам оно больше пришлось по душе, раз решили его переименовать по просьбе А.Твардовского.

Жизнь деревни и ее жителей – содержание множества подобных произведений. Их отличают простой язык, внимание к быту, деревенский жизненный уклад. Вы же не ограничиваетесь описанием этих моментов, вы мыслите глубже. Вы создаете образ человека, который живет не для себя, а для других, то есть образ праведника.

Сама лично я таких людей не встречала, но встречала их «подобие». Женщины, которые уже оставили где-то в стороне свою личную жизнь, свои внутренние переживания и стали жить для других. И все это они делали просто так – от души, не требуя взамен ни благодарности, ни платы. Наверное, они считают это своим долгом. Нередко встречаются люди, которые помогают свои детям, внукам, родственникам, но вот человек, готовый прийти на помощь абсолютно каждому, встречается уже реже, а ведь именно на таких людях и держится наша жизнь, вся наша земля.

Героиня всю жизнь проработала в колхозе за «палочки-трудодни» - в нашем селе тоже есть такие люди. Матрена Васильевна одинока, и это не ново, не одна такая женщина живет в русской деревне, но несмотря на одиночество и перенесенные невзгоды, они не утратили жизнелюбие и бодрость духа. Именно такие люди готовы прийти на помощь односельчанам совершенно бескорыстно и искренне. Они делают это от всей своей широкой души и пытаются это сделать незаметно, чтобы их доброта не казалась показной, о себе они, как правило, предпочитают молчать.

Матрёна отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, “тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трёх чугунках”. Наверное, жребий Матрёны был жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. Матрёна никому не могла отказать: без неё ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матрёнина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним.

Любовь к труду – основное и очень важное качество героини. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовком – по ягоды в дальний лес... в избу возвращалась Матрёна уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой».

Отзывчивость и милосердие определяют характер и судьбу героини. Именно стремление помочь другим и стало причиной ее гибели. Но даже после смерти никто не вспомнит о добром нраве и трудолюбии героини. Видимо, и в правду всё хорошее быстро забывается.

Родственники сразу же принялись делить наследство. И только лишь Вы по-настоящему сожалеете о её смерти и испытываете душевную боль.

Матрена была единственным человеком, способным на сострадание и доброту. Доброта, бескорыстие и любовь к людям для неё – это образ жизни. Такие люди живут незаметно и тихо. В образе Матрёны воплотился русский национальный характер, его праведность, которая постепенно уходит из современной жизни.

Всё, много что описано в Вашем рассказе про жизнь Матрены, и деревни в целом, я уже слышала от своей бабушки и прабабушки, от деда. Они жили так же трудно в советской деревне: работали от зари до зари, очень много ходили пешком в Самару по два, три дня, в Елховку; сами заготавливали вручную дрова для печи, в ней же варили еду, торфа не было, но они сами делали кизяки из навоза наподобие торфа; жили в таких же простеньких домишках, крытых соломой, и т.д. Сколько же надо было иметь физических сил и силы духа моим дорогим предкам, чтобы так прожить свою жизнь?! У меня один ответ - только любя, любя жизнь, окружающих людей, любя свою деревню, любя свою Родину!

Как мне кажется, Вы, Александр Исаевич, своим рассказом хотели донести до нас до всех одну простую истину... Россия богата. Она богата не только нашими безграничными просторами, плодородными землями, лесами и полями, но и незаурядными людьми, одаренными душевной чистотой и простотой. Они смотрят на нас, словно заглядывают в душу, видят всё, о чём мы молчим, и что творится где-то там – внутри нас. Праведники жертвуют многим, чтобы помочь другим. Они с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все жизненные невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, они помогают нам духовно очиститься.

Рассказ заставляет задуматься о том, правильно ли мы живём. Мы делаем карьеру, стараемся заработать больше денег. Главной героине рассказа Матрёне всё это чуждо. Она сумела найти радость бытия в другом. Ей доставляет удовольствие работа. Она с радостью и бескорыстно помогает другим людям. А мы можем так? Далеко нам до Матрёны в этом плане. Рассказ заставляет задуматься о нашем духовном развитии.

В конце хочется поблагодарить Вас за этот рассказ, за то, что Вы показали жизнь простого русского человека, у которого болит душа за дело, пусть и за чужое, но ведь это так важно, когда есть люди, которые всегда готовы прийти на помощь и, как оказалось, такие люди были и есть в нашей жизни и тогда и сейчас.

Рассказ был написан в 1953 году. С тех пор прошло 65 лет. Многое изменилось в жизни современной деревни: добротные дома и квартиры со всеми удобствами, водопровод, сетевой газ и асфальтированные дороги, высокотехнологичная бытовая и сельскохозяйственная техника. Да, условия жизни и работы кардинально отличаются от времен Матрены. Но все равно - в деревне жить по-прежнему сложно и трудно. Работа на производстве, а затем еще подсобное домашнее хозяйство с огородами и животными без выходных, праздников и отпусков. Моя история здесь начинается, родословные корни мои... Знаю не понаслышке обо всех этих особенностях деревенской жизни - здесь живут мои родители, моя семья. А ведь могли бы уехать в столицу, но остались в любимом краю, и не смогли они оставить дорогую сторонку свою.

Приятно жить в деревне, приятно жить в селе.
Куда ни глянь просторы и небо в синеве.
А воздух, что за воздух! И дышится легко.
Такая вот деревня, такое вот село!

Подбираются на погосты старики, уезжает из деревни молодежь учиться в ВУЗы и колледжи и больше не возвращается, т. к. не может найти здесь потом  трудоустройство. Другие уезжают по сложившимся обстоятельствам поближе к обосновавшимся в городе детям, с большим трудом принимая такое решение. Но всёже деревня живет, живут вот такие "матренины дворы" со своими радостями и горестями и по сей день на просторах нашей необъятной Матушки-России!

 

Ваш читатель Леонтьева Светлана.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Введите текст, показанный на изображении.

443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14

вт.-сб.: 10.00-18.00|
вс,пн.- выходной
последняя пятница месяца - сан. день

работаем по предварительной записи

(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru