Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

«ИДУТ ВЕКА, НО ПУШКИН ОСТАЕТСЯ…»

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…»

Нам всем с детства знакомы эти строки… Поэт воздвиг себе сам его. Творчество великого русского поэта получило высокую оценку еще при его жизни, а после смерти обрело всенародное признание. И свидетельством этому служат многочисленные памятники поэту, установленные не только в России, но и за границей. Сколько всего памятников Пушкину точно не подсчитано – разные источники дают разные цифры: от 300 до 700. Памятники Пушкину есть самые разные - от скромных «стандартных» бюстов до великих творений знаменитых скульпторов, хорошо всем знакомые и почти неизвестные… У каждого из них своя история… А все вместе они – наша культура, наша дань Поэту, наша память.

В рамках обзора предлагаем вам, читатели, совершить виртуальную экскурсию по местам, где установлены памятники Пушкину: от самого первого до «необычных» памятников, установленных в ХХI веке.

Александр Пушкин любил Москву. Здесь он родился, неоднократно бывал, женился, в этом городе жили его друзья. О ней он вспоминал в своих стихах. Но, пожалуй, самые красочные описания Москвы поэт дал в своем произведении «Евгений Онегин».

«Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось»

Инициатива о возведении первого памятника Александру Сергеевичу Пушкину исходит от бывших выпускников Царскосельского лицея, который заканчивал и сам поэт. Они хотели установить его в Санкт-Петербурге. Сбор средств начали в 1860 году и собрали порядка 13 тысяч рублей.

Дополнительную подписку организовал тоже лицеист Яков Грот, что позволило привлечь к 1880 году значительные средства - 106 тысяч рублей. Но новым городом для установки монумента, к тому времени, избрали Москву.

Памятник поэту А.С. Пушкину торжественно открыли в Москве 6 июня 1880 г. Автором проекта стал известный скульптор Александр Опекушин.

По воспоминаниям очевидцев, в день открытия, с самого утра, толпы простых обывателей и многочисленные экипажи почетных гостей (среди них были Иван Тургенев, Яков Полонский, Апполон Майков, Алексей Плещеев, Федор Достоевский и др.) стали стекаться к площади Страстного монастыря (нынешней Пушкинской).

В этот день вокруг площадки памятника на шестах были поставлены белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар украшали гирлянды живой зелени, перекинутые над дорожками. Народ скупал у торговцев несметное количество ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал.

По задумке скульптора Поэт предстал в глубоком раздумье. Склоненная голова, рука, заложенная за лацкан фрака, медленный, словно застывший шаг - вся пластика фигуры придавали образу внутреннюю углубленность, созерцательность, способствовали передаче состояния творческой сосредоточенности. Скульптор А. Опекушин постарался достоверно воспроизвести лицо Пушкина. И это получилось, так как соответствовало удачному прижизненному художественному портрету и посмертной маске поэта. Памятник Пушкину отливали на бронзолитейном заводе города Петербурга, пьедестал изготовили из сердобольского гранита, который имел темно-красный оттенок.

На пьедестале памятника Пушкину в Москве на Пушкинской площади выбиты строки из стихотворения поэта «Памятник». История памятника

Пушкину на Пушкинской площади связана с прекрасной традицией – это место встречи влюбленных.

Об этом памятнике мало кто знает. Но, буквально через несколько недель после торжественного открытия памятника Пушкину в Москве уменьшенная копия этого памятника появилась в селе Селищи Нижегородской губернии. Дворяне Званцовы были людьми высокообразованными, тонко чувствующими искусство. Именно в своем родовом имении в селе Селищи в 1880 г. братья Петр, Константин и Николай Званцовы установили памятник А.С. Пушкину - уменьшенную копию скульптуры А.М. Опекушина. В воскресенье, 27 июля 1880 г., состоялось торжественное открытие памятника Пушкину в имении. Подготовка велась обстоятельно. Была продумана программа Пушкинского вечера, назначены артисты, определено место постамента, приглашен фотограф А.Н. Морозов, приведен в порядок театр и подписаны места для публики, проведена генеральная репетиция.

«И бронзовый поэт, стряхнув дремоты гнет,
С подставки на траву росистую спрыгнет».

(И.Ф. Анненский о памятнике в Царскосельском лицее)

Этот памятник называют самым известным и самым ранним памятником поэту. Установлен был в 1899 году в Лицейском Саду. Для юного Александра Пушкина, не сохранившего сердечных воспоминаний о родителях и московском детстве, Царскосельский Лицей стал родным домом, а его товарищи - членами единой семьи. При всем различии характеров, темперамента, способностей, семейного воспитания, вероисповедания, имущественного положения они составляли единое лицейское братство. Скульптор Роберт Романович Бах представил поэта «бронзовым мечтателем». Юный Александр Пушкин сидит здесь на скамеечке с осени 1900 года, а торжественная закладка памятника прошла в 100-летнюю годовщину А.С. Пушкина. Поэт-лицеист в лицейском мундире, как бы отдыхая, смотрит в сторону своей alma mater. На постаменте памятника золотом начертаны стихи Пушкина, отобранные Иннокентием Анненским. Чтобы сохранить памятник перед приходом немцев в г. Пушкин, в конце лета 41-го, памятник зарыли здесь же, в Лицейского саду. Немецкие солдаты интересовались памятником и даже пытали местного садовника. Но тайна клада не была выдана, за что оккупанты убили храброго человека. С 1949 года появилась традиция – в День рождения Александра Сергеевича сюда приходят поэты и читают свои стихи.

Где, как ни в Петербурге память великого поэта должна быть увековечена много раз… Так и есть - в Северной столице несколько памятников Пушкину. В 1936 году к столетию со дня смерти Пушкина было решено поставить монумент на Васильевском острове. Однако за целый год не нашлось проекта, который могла бы одобрить комиссия. Конкурс возобновился после войны, в 1947 году. Молодой архитектор Михаил Аникушин сразу после выпуска подал заявку на Всесоюзный конкурс и выиграл его, обойдя именитых мастеров и своих учителей. К этому моменту памятник решено было установить на площади Искусств Санкт-Петербурга. В 1949 году торжественно заложили основание для будущего монумента, но официальное открытие состоялось спустя целых восемь лет. Молодой архитектор продолжал работать над скульптурой, он хотел показать поэта «молодым, земным, человечным». В итоге памятник был открыт на площади Искусств 19 июня 1957 года. В этом году с небольшим опозданием отмечалось 250-летие Ленинграда, также это было 120 лет со дня трагической гибели Пушкина.

Строгие формы пьедестала, высеченного из красного гранита, прекрасно гармонируют со статуей. Пишут, что бронзовый Пушкин высотой четыре метра одухотворяет площадь, вносит в неё особую поэтическую ноту. Создается впечатление, что поэт читает свои бессмертные творения: его правая рука откинута в сторону, голова гордо запрокинута, а сюртук широко распахнут.

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»

А.С. Пушкин «Медный всадник».

Таганрог, Киев, Одесса, Крым и Кавказ - везде мы найдем памятники Пушкину… Обо всех, конечно, не расскажешь, но те, что в Одессе и в Бахчисарае нельзя не сказать.

«Я жил тогда в Одессе пыльной:
Там долго ясны небеса,
Там хлопотливо торг обильный
Свои подъемлет паруса;
Там все Европой дышит, веет,
Все блещет югом и пестреет
Разнообразностью живой…»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Одесский памятник имеет приключенческую историю сбора средств на его сооружение. В истории фигурировали самые разные обстоятельства и персонажи – постоянно растущие сметы, бесплатные материалы и услуги, щедрые меценаты, благотворительные балы и резкие противники установки монумента…Одесская легенда совершенно несправедливо обвиняет Городскую думу в «прижимистости» (за то, что якобы Пушкин стоит к ней спиной) – на самом деле Дума выделила половину средств на строительство памятника. С 1888 года этот памятник стоит на Приморском бульваре (скульптор – Ж. Полонская). Памятник А.С. Пушкину представляет собой отлитый из бронзы бюст поэта, стоящий на гранитном пьедестале. Это один из лучших памятников по портретному сходству. Он является третьим в истории города (после памятника Дюку и памятника графу Воронцову).

В июне 1979 года на нижегородской земле проходил 13-й Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии. Центральным событием праздника в Болдине стало открытие памятника А.С. Пушкину работы народного художника РСФСР скульптора Олега Комова и архитектора Нины Комовой. Пушкин запечатлен в момент творческих раздумий, не совсем привычным. Поэт сидит на скамье в легкой рубашке, будто прервал ненадолго работу, чтобы насладиться красотой болдинской осени. Еще минута и он снова сосредоточен, с головой погружен в свои мысли… мысли великого гения. Литературовед И.Л. Андроников писал: «Это великолепно по образу, по пластике, по настроению, которое внушает он, по той тишине, которую устанавливает вокруг себя».

За границей Пушкин никогда не был. Как известно, ни одно прошение Николаю I и Александру I не повлияло на «невыездной» статус поэта. Но славе Пушкина удалось перешагнуть границы – в мире насчитывается несколько десятков памятников Поэту в Европе, Азии, Америке и Африке.

В Шанхае русская общественность собрала средства на памятник Пушкину к столетию со дня его смерти – в 1937 году. К сожалению, этот памятник был разрушен во время японской оккупации. Такая же судьба постигла и следующий (1947 год), который не пережил «культурную революцию». Но сейчас в Шанхае снова есть памятник Поэту – он установлен в 1987.

В 1996 памятник Пушкину был торжественно открыт в столице Эфиопии – Аддис-Абебе. На памятнике (и не надо шуток) написано «великому эфиопскому поэту».

В день рождения поэта, 6 июня 2000 года в Риме напротив музея современного искусства в парке виллы Боргезе Владимир Путин открыл памятник Пушкину. Скульптор Юрий Орехов изобразил поэта сидящим на скамейке с пером в руке и цилиндром в стороне. Памятник

украшает надпись «Кто знает край, где небо блещет неизъяснимой синевой... Италия, волшебная земля, страна высоких вдохновений». Монумент появился в итальянской столице благодаря обмену между правительствами Москвы и Рима: в Москву был передан памятник Данте.

И несколько необычных памятников А.С. Пушкину.

В 2019 году появилось сразу 3 таких памятника. Первый – в московском аэропорту Шереметьево, который теперь носит имя поэта: Памятник с секретом: на корешке переплета книги, которую держит поэт, есть QR-код. Пассажиры могут скачивать с помощью него произведения Пушкина в аудиоформате. Скульптор Александр Бурганов.

Ещё один открыли 10 августа в городе Луге – это первый в Ленинградской области памятник Пушкину: Благодаря именно его строкам Луга осталась в литературном наследии страны: «Есть в России город Луга Петербургского округа...». Скульпторы Андрей Зайцев, Артём Рычков.

Третий был открыт в Донецке 25 августа, и его в какой-то мере можно назвать нерукотворным: скульптура, точная копия московского памятника работы Александра Опекушина, отпечатана на 3D-принтере. Установлен в Будённовском районе к 150-летию Донецка. «Мы работали 100 дней. Старый памятник развалился. Нашли спонсоров, он у нас народный, ни копейки денег бюджетных нет, и открыли памятник Александру Сергеевичу Пушкину. Капсула изготовлена из полимеров, а внутри высококачественный бетон залит», – рассказал глава районной администрации.

А вот самый грустный памятник: «Скамья, с которой ушёл Пушкин» на Чёрной речке в Петербурге. Скульптор Юрий Шурупов.

На бронзовой скамье аккуратно сложены такие же бронзовые плащ, цилиндр и открытая книга с пером. Всё это вещи Александра Сергеевича, которые он оставил на скамейке перед дуэлью. Арт-объект открыт в 2016 году на станции метро «Чёрная речка».

«Чёрная речка. Белый лес.
В Пушкина метится Дантес.
Драмы сгущается сюжет.
Выстрел. И падает поэт…»

Александр Киреев.

Завершить наше путешествие - обзор самым, пожалуй, необычным памятным арт-объектом: «Тень Пушкина» — памятный знак в Одессе.

Идея арт-объекта принадлежит писателю Олегу Борушко и одесскому краеведу Олегу Губарю. Открытие памятного знака произошло 26 сентября 2013 года и было приурочено к открытию ежегодного литературного фестиваля «Пушкинская осень», проводящегося в Одессе.

Инсталляция выполнена в виде силуэта человеческой фигуры, размером около 3 метров, в гротескных чертах которой легко узнаются черты Александра Пушкина, характерные для его автопортретов. Тень изготовлена из тонированного клинкера (высококачественный кирпич, обожжённый специальным образом). В ногах тени современный тротуар заменён фрагментом брусчатки, характерной для одесских улиц начала XIX века.

Местом установки памятного знака было выбрано пересечение улиц Дерибасовской и Ришельевской. Здесь в начале XIX века находился «Дом Рено» — гостиница, в которой какое-то время проживал Александр Пушкин в период пребывания в ссылке в 1823-1824 годах, так что именно этот перекрёсток неоднократно «нёс на себе» тень настоящего поэта.

Наш рассказ был посвящен только некоторым памятникам. В XXI веке имя Пушкина и его произведения не забыты. И еще немало памятников установят потомки этому славному поэту!

 

«Читатель, Пушкин - мой кумир,
Он гений ритма и рифмовки!
Ас песен и священных лир - В
стихах он не терял сноровки!»

Евгений Колганов

 

Составитель: Иванова Е.А.,
ведущий методист ГБУК «СОЮБ»

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Введите текст, показанный на изображении.
443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14
 

Вт-пт: 10:00-19:00

Сб-вс: 10:00-18:00

Понедельник – выходной

(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru