«Моменты восприятия»: стихотворное действие
11 декабря 2009 года в помещении читального зала Самарской областной юношеской библиотеки состоялось стиховое действие «Моменты восприятия».
Трое самарских поэтов представили на суд публики свои новые творения.
Объявление о вечере гласило: «Толстый, Грэй и Тонкий представляют вниманию публики поэтическое (и не только!) событие «Моменты восприятия». На вечере слушателей ждут призы и подарки, а также - выступление танцевального коллектива Freestyle (танц. студия Аллы Загашной), театр иллюзионистов «Invisible» и огненное шоу. В роли Толстого - Максим Столбов. В роли Грэя - Сергей Грушевский. Тонкий - Кирилл Миронов. Вход абсолютно бесплатный. Количество сидячих мест ограничено».
Все три автора работают либо в жанре верлибра, либо на стыке поэзии и прозы.
Кирилл МИРОНОВ
* * *
сегодня
на той самой улице
я увижу мальчика-музыканта
он станет в тени
снимет свою старую курточку
сломает себе ручки и ножки
сложит их по-другому
распутает свои красные вены
натянет их словно струны
одну косточку под смычок заточит
и заиграет
паршиво будет играть
неумело
жалостливая будет музыка
но прохожие замедлят шаги
будут рыться в карманах
и бросать мальчику мелочь
и пойдут дальше
а белая косточка
будет скользить по венам
пока не наберется достаточно денег
достаточно на сегодняшний день
тогда мальчик
вставит обратно косточку
заштопает вены
рассует червонцы и мелочь
уложит себя в футляр
и исчезнет
втянув шею
и глядя в асфальт
© Кирилл Миронов
* * *
придет осень
и обычные листья
осыпятся с таких же обычных деревьев
и будут гнить
на мостовых
на улицах
в парках
их будут убирать дворники
завязывать в плотные черные пакеты
и увозить на кладбище мертвых листьев
эти листья
не попадут в рай
не испытают адовы муки
потому что все это уже было
но когда до смерти
остался всего лишь звук
который уже прозвучал
каждый из них
захочет остаться
и вовсе не для того
чтобы жить
а как и прежде
трепетать на ветру
... ну вот
похоже я начал говорить о людях
и опять испортил стихотворение
о природе
простите меня
пожалуйста
© Кирилл Миронов
Кирилл Миронов продолжает тему эстетизации обыденного и повседневного – когда бытовое событие становится событием поэтическим только на том основании, что оно попало в поле зрения поэта. У Кирилла мир в целом не враждебен, но беспорядочен, и непонятно, то ли этот беспорядок существует изначально, то ли беспорядок вносит в мир сам поэт, когда пытается упорядочить его. Отношение к миру скорее, как к источнику определенных событий, не имеющих никакого смысла. Да и сам поэт рефлексировать по поводу чего бы то ни было не собирается. Поэтому диалога с миром не получается: авторский монолог перекрывает любую возможность вторжения в текст чего-либо, кроме самих событий. Но как бы поэт не старался сосредоточиться на конкретном событии, угол зрения постоянно смещается во внутреннюю сущность события или сознания.
Максим СТОЛБОВ
ИНДИЙСКИЙ ТРАНЗИТ
1
где-то в индии
между городом №1
и городом №2
находится деревня с названием
кажется
Полтора
и там где-то
у Иосифа и Марии
родилась восьмирукая девочка
которую все так почитали и любили
что счастливые родители
назвали её
то ли от радости
то ли по ведам
то ли за праздничным обедом
милым как показалось им
именем
Вишну
2
приходят каждый день
к Иосифу и Марии
волхвы и селяне
которые Вишну почитали и очень любили
приходят и приносят
практически каждый день
золото с серебром
утварь
еду и алмазы
всякую дребедень
и кажется
даже олень
возможно не каждый день
но всё-таки приносил
веточки
и стразы
3
когда-то
Иосиф и Мария
на корову копили
не накопили
а теперь
до самого дна
от города № 1
до города № 2
нет беспокойней семьи
прячущей по углам
золото с серебром
прочий базарный хлам
чем семья
Иосифа и Марии
4
прознали врачи
про Иосифа и Марию
про восьмирукую девочку
которую почитали и очень любили
и говорит встревожено
медсестра
из города №1
хирургу из города №2
профессор Иуда
какая-то ерунда
в деревне с названием
кажется
Полтора
5
сделали врачи
и хирург Иуда
(великий монографист
семьянин в быту зануда)
пластическую операцию
по отделению лишних
рук
так залечили
смертоносный недуг
а великий хирург
получил премию
и написал две книги
6
увидев излечение
селяне и волхвы
золото с серебром
хлам
дребедень
дары
и всё что не каждый день
кажется
носил олень
быстренько растащили
а Вишну больше не почитали и не очень любили
7
Иосиф и Мария
взяли кредит
то ли в Сицилию
то ли на остров Крит
они улетели
дочку
чтобы лишние рты не ели
подкинули
в детский дом
но сначала
а вернее потом
перед судом
узнали о том
что сделали дочь инвалидом
© Максим Столбов
Сложно сказать, какого направления в поэзии придерживается Максим Столбов, но в его стихах почти всегда присутствует сочетание легкого недоверия к миру и необходимость в этом мире жить. Конфликт между этими двумя ощущениями и попытки его разрешения являются главным в стихотворных мотивах поэта.
Тексты Сергея ГРЭЯ показывают читателю несуществующий мир.
Сам поэт говорит о себе так: «Меня мало интересует то, что происходит в реальности, мне интересно пространство, где все перетекает друг в друга, психоделический мир. Если меня перестает устраивать этот мир, то я могу создать у себя в голове свой собственный, в котором очень много ассоциативных связей - одно влечет за собой другое, и так - до бесконечности».
Гиперболизация события приводит к фантасмагорическим наблюдениям несуществующего. Философская настроенность на внимание к происходящему внутри применяется в качестве метода создания речевого потока текста. Практически всегда и для автора, и для читателя теряется чувство реальности - все, о чем говорит автор, может происходить либо в измененной реальности, либо в подсознании, а может не происходить вообще. Конкретное незаметно становится абстрактным. Такой поток сознания постепенно выходит из берегов, его можно длить вечно. Впрочем, для автора пространство дискретно, и не имеет ничего общего с реальностью.
В текстах всех трёх поэтов очень зримо ощущается течение времени, у каждого поэта по-разному.
Сергей Грэй - это время, застревающее в сознании, которое приходится вытаскивать с помощью погружения в событие. У Кирилла Миронова время - это цепь вспышек-событий, и поэт, чтобы сохранить это событие, вынужден рассказывать о нем. Именно повествование гарантирует некоторую возможность сохранения события в пространстве.
«Чайник, в котором заваривается ничто» (Сергей Грэй) - может быть, это и есть определение поэтического бытия?
Вечер, как это и было обещано, иногда прерывался для танцев.
Судя по отзывам, зрители были в полном восторге от происходящего.
- Просто потрясающе!!! Мурашки по коже! Вообще молодцы!
- Произвели впечатление стихи Кирилла и Максима, а также музыка и танцы. А проза не впечатлила.
- Вот когда-нибудь... мы тоже сможем заставить других о чем-нибудь задуматься. Когда-нибудь...
Галина Уланова