«Девятая студия» - 25 апреля 2010 года
25 апреля 2010 года в читальном зале Самарской областной юношеской библиотеки состоялось очередное собрание молодежного литературного объединения «Девятая студия». В этот раз на обсуждение студийцам была предложена новая подборка стихотворений Кирилла Миронова.
Кирилл Миронов
АПРЕЛЬСКОЕ
бреюсь.
врывается мальчик
христос воскрес!
Я: ну допустим
что дальше?
Он: Ну, обычно дают конфетки...
а-а-а-а... говорю я, понятно
побрился надо сказать
ХОРОШО
***
Какой прекрасный день
выйти бы погулять
ПТИЧКИ
-
да пол-лица съели черви
и любовь родственников...
***
сегодня
на той самой улице
я увижу мальчика-музыканта
он станет в тени
снимет свою старую курточку
сломает себе ручки и ножки
сложит их по другому
распутает свои красные вены
натянет их словно струны
одну косточку под смычок заточит
и заиграет
паршиво будет играть
неумело
жалостливая будет музыка
но прохожие замедлят шаги
будут рыться в карманах
и бросать мальчику мелочь
и пойдут дальше
а белая косточка
будет скользить по венам
пока не наберется достаточно денег
достаточно на сегодняшний день
тогда мальчик
вставит обратно косточку
заштопает вены
рассует червонцы и мелочь
уложит себя в футляр
и исчезнет
втянув шею
и глядя в асфальт
***
Встретились два человека
два одноруких человека
у одного не было левой
у другого не было правой
зато у одного была правая
а у другого левая
и с ногами была та же история
и один человек сказал
- здравствуй меня называют андрей
а другой говорит
- здравствуй а меня алексей
- забавно, говорит андрей
а давай жить вместе
- давай, говорит алексей
и стали жить они вместе
двурукие и двуногие
андрей и алексей
а потом и вовсе отказались
по разному зваться
и в беседах с другими
вместо
мы
говорили
я
жили они, кстати, лучше всех
Обсуждение стихов Кирилла началась с неожиданного заявления:
«Стихи Кирилла Миронова можно читать как прозу. Я бы даже сказал, что к прозе они гораздо ближе, чем к стихам». (Андрей)
«Любой верлибр можно прочитать как прозу». (Кирилл)
«Это не совсем так. В прозе основной смысловой единицей является предложение, а в верлибре – такой единицей становится стихотворная строчка». (Семен)
«Да, можно сказать, что верлибр – это стихотворение, составленное из образов». (Алексей)
«А мне стихи Кирилла чем-то напомнили творчество Даниила Хармса, хотя, конечно, прямых отсылок к нему нет, но интонация какая-то присутствует». (Анна)
«Мне кажется, Кирилл начинает возвращаться к своим истокам. Когда-то у него в стихах было много эпатажа и злой иронии. И вот сейчас, миновав стадию внутреннего монолога, он выходит на новый виток иронии – спокойной, не кричащей. Образы в его стихах очень цельные и продуманные, четкие». (Семен)
«Кирилл очень постепенно воссоздает состояние человека. Это от наблюдения какой-то картины или все происходит из внутреннего созерцания?» (Алексей)
«Все, о чём я говорю в стихах, происходило со мной в реальности. Я ничего не придумываю, в этом нет необходимости. Тот же мальчик, который конфеты собирает на Пасху – все это в действительности было, только этих мальчиков несколько было, я просто стихотворение сократил, так оно лучше передает состояние момента». (Кирилл)
«Насколько радостней было бы стихотворение, если бы автор сам ходил и собирал конфеты…» (Алексей)
«Эти стихи производят сильное впечатление. Взгляд автора очень интересен, составляя единое целое». (Владимир)
«Стихи Кирилла лаконичны, четки и прозрачны. Привлекает и то, что автор называет вещи своими именами, а не притворяется. Взгляд автора очень интересен». (Андрей)
«Самое главное очарование героев Миронова в том, что они не несут на себе какой-то определённой, раз и навсегда закреплённой оценочной категории. Нельзя сказать однозначно, что они плохие или хорошие, они просто есть. Но хотелось бы, чтобы у Кирилла в стихах было не только описание какой-то реальной ситуации, но и чтобы проявлялись и какие-то метафизические моменты». (Семен)
«У меня сложился определенный образ лирического героя стихов Кирилла. Это соединение персонажа Достоевского и такого образа, как чертополох. То есть это персонаж с очень нежным нутром, который вынужден защищаться цинизмом от грубости мира». (Владимир)
Следующим вопросом программы стал проект Алексея Лисовицкого. Он предложил обсудить возможность приглашения в Самару известного московского поэта и литературоведа Константина Кедрова.
Константин Александрович Кедров (ранее – Бердичевский, 12 ноября 1942, Рыбинск Ярославской области) – русский поэт, доктор философских наук, философ и литературный критик, автор термина «метаметафоры» (1984) и философской теории метакода. Филолог и поэт, продолжатель Велимира Хлебникова и основатель школы метаметафористов.
В 1961-62 г.г. учился на факультете журналистики МГУ, затем перевёлся на историко-филологический факультет Казанского государственного университета. В 1968 году поступил в аспирантуру Литературного института Союза писателей.
В 1973 году в МГУ защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Эпическое начало в русском романе первой половины XIX века («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н. В. Гоголя)». В это же время лично знакомится с философом-имяславцем, учеником Павла Флоренского А. Ф. Лосевым «В эти годы вокруг философа, так же как и в античные времена, складывается круг учеников и последователей, среди которых были Сергей Аверинцев, Владимир Бибихин, другие известные философы и филологи. С 1974 по 1986 годы работал старшим преподавателем кафедры истории русской литературы в Литературном институте им. Горького. Здесь вокруг Кедрова сформировался круг поэтов из числа студентов, заинтересованных в авангардной линии развития русского стиха, — среди этих авторов, в частности, Алексей Парщиков, Илья Кутик и Александр Еременко. В 1983 году Кедров сформулировал общий принцип их поэзии как метаметафору.
Метаметафора — это метафора, где каждая вещь — вселенная. Такой метафоры раньше не было. Раньше все сравнивали. Поэт как солнце, или как река, или как трамвай. Человек и есть все то, о чём пишет. Здесь нет дерева отдельно от земли, земли отдельно от неба, неба отдельно от космоса, космоса отдельно от человека. Это зрение человека вселенной.
Из отзывов коллег:
- В 1983 году Кедров читал лекцию на заседании Объединенного гуманитарного студенческого общества в Институте Гнесиных, за роялем. Эта лекция не поддается изложению, но в принципе речь шла о том, что звездное небо является формой записи метакода», а также космической переориентации, инсайдаута.
Создатель литературной группы и автор аббревиатуры «ДООС» (Добровольное общество охраны стрекоз) (1984). Член Союза писателей СССР (1989). Член исполкома Российского ПЕН-клуба. Член Международного союза дворян по линии рода Челищевых (свидетельство № 98 13.11.08). Председатель Союза Поэтов Интернета. Декан факультета Академия поэтов и философов Московской Академии Образования (2001).
(Информация с сайта Википедия).
В заключение все поэты, присутствующие на собрании, прочли свои новые стихи.
Слушала и записывала Галина Уланова.