Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

«Девятая студия» - 31 января 2010 года

Обсуждение рассказа Алены Айвы «Балкон на северной стороне...»

Алена Айва родилась в 1984 году в Жигулевске. В 2006 году окончила филологический факультет Самарского государственного университета. Ее рассказ из студенческой жизни вызвал у участников студии самые разные впечатления, которые нашли выражение в следующем диалоге.

- В  рассказе отражен конфликт с миром, который герой то ли не хочет, то ли не может принять. (Семен)

- Конфликт там присутствует неявно, неуловимо. Это же медитация. (Ольга)

- Медитация как раз для того, чтобы от конфликта уйти. (Алена)

- В рассказе несколько пространств. Там есть противоречия, но не конфликт. Противоречия не дорастают до конфликта. (Ольга)

- В рассказе представлен мир, составленный из тех компонентов, из которых и состоит рассказ. Все персонажи рассказа имеют одну общую черту – поверхностность. Нет рефлексии, поэтому у персонажей почти нет внутреннего мира. (Семен)

- Рефлексия в рассказе есть. Но это монолог, а не действие. В рассказе показан не окружающий мир, а экран, на который персонаж проецирует свои ощущения. (Ольга)

- Здесь показан классический мир перехода – окна, порог, балкон, который расширяется в коридор и далее. Перед читателем разворачивается не столько борьба, сколько дифференциация – маленькие мирки персонажей отделены друг от друга. (Алексей)

- Балкон – это связующая нить между большим миром и миром персонажей. (Семен)

- Трансформации внутреннего мира лирического героя не происходит. Можно заподозрить, что идет описание одного дня – это видно по метафорам. Есть намеки на цикличность, круговорот. Пространство персонажа определено его же словами – «Стерегу свою стену». Этим  начинается рассказ, этим он и заканчивается. (Ольга)

- Тема города в рассказе очень интересна. Герой пытается разобраться в том, что такое город, окружающий его. (Семен)

- Скорее он пытается таким образом в себе разобраться. Город – перспектива героя, его страхи и ожидания. (Ольга)

- Персонаж пытается изучить окружающий мир через других персонажей. С помощью такого изучения и идет видоизменение мира, определяется, как строятся взаимоотношения лирического героя с другими персонажами. (Семен)

- В рассказе нет попытки понимания, есть только попытки восприятия. Эта медитация – какое-то отстранение. Нет никакой рефлексии. (Андрей)

- Вряд ли это можно назвать медитацией, это просто констатация своего состояния.

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ  стихотворения  Федора Сваровского «БОЙ ПРИ МАДАБАЛХАНЕ»

Федор Сваровский родился 6 апреля 1971 года в Москве. В 19 лет эмигрировал в Данию. В 1996 году вернулся в Москву. Работал журналистом на телевидении, потом в печати. Сейчас работает в одном московском экономическом издании.

«Интересен переход от сознания умирающего робота к человеку. Человек не вызывает симпатии, к нему скорее чувствуешь сострадание» (Маша)

«А кто здесь лирический герой?» (Семен)

«Это один и тот же человек, находящийся в двух реальностях. Автор использует давно известный дискурс – у неживого тоже есть душа». (Ольга)

«Человек полностью ушел в компьютерную игру и забывает о реальности» (Александр)

«Важно понять, в чем конфликт» (Семен)

«Конфликт в том, есть «я» или нет. И если «я» есть, то какой «я»». (Ольга)

«Герою скучно жить, он хочет что-то изменить, но не в состоянии этого сделать, поэтому он и просит помочь стороннюю силу. Робот более человечен, чем человек». (Александра)

«Героев на самом деле два, один лирический, другой – эпический. И в то же время это еще и описание отношений живого и неживого» (Семен)

«Это социально ориентированный текст, очень узнаваемый образ, через который мы все ежедневно проходим. Это рассказ в стихах. Оба лирических героя соединяются в процессе повествования. Вова и есть робот, который похож на любого обывателя. Главное начинается, когда он засыпает, начинают работать отношения сознания и бессознательности. (Кирилл)

«Сон – это и есть пробуждение сознания в современной литературе» (Алексей)

«Это состояние одиночества, когда человек пытается нащупать бога» (Люба)

 

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ стихотворения Линор Горалик «Он нисходит»

Линор Горалик, прозаик, поэт, эссеист. Родилась в 1975 году в Днепропетровске, с 1989 года жила в Израиле, с 2000 года живет в Москве. Автор трех романов («Нет» - в соавторстве с Сергеем Кузнецовым, «Половина неба» - в соавторстве со Станиславом Львовским, «Взгляните на птиц»), нескольких поэтических сборников и сборников короткой прозы, ряда переводов с иврита и английского, монографии «Полая женщина: Мир Барби изнутри и снаружи». Готовятся к выходу: сборник короткой прозы «Короче» (изд-во «Гулливер»), детской повести «Мартин не плачет» (изд-во «Новое Литературное Обозрение»).

Он нисходит, а тот как раз выходить, и они встречаются у реки, -
многоногой, влачащей по мутным волнам барсетки, сумочки и тюки,
изливающейся из первого к Рождественке, к Воскресенке,
из последнего – в мертвые черные тупики.

Им обоим пора бы уже начать – а они молчат
и глядят друг другу через плечо.
А вокруг все течет себе и течет, никто их не замечает, -
только дежурный у эскалатора что-то чует,
нервничает, когтями оглаживает рычаг.

Это пятница, восемь вечера, жар подземный, измученные тела,
а они читают в глазах друг друга о своих заплечных, говорящих: «Я за тобой пришла», -
и бледнеют, склоняют увенчанные чела, -

и не оборачиваются.

Потолок не сворачивается.
Лампы не чернеют, не источают чад.

И тогда дежурный у эскалатора переступает копытами, медленно вдавливает рычаг.

Эскалаторы замедляют ход.
Предстоящие выходу падают на чело.
Над Москвой остается ночь, все черным-черно.
Эти двое невидящими  глазами глядят вперед, -
и Христос безмолвствует,
и Орфей поэт:

«Нет, у смерти нет для меня ничего.
Нет, у смерти нет для меня ничего».

«Два персонажа из двух разных мифологий, которые почему-то встречаются в современности» (Ольга)

«Оба персонажа спускались в ад, поэтому у них и есть возможность встречи» (Алена)

«Один нисходит, а другой восходит. Точка соприкосновения у них – смерть» (Семен)

«Нисходит Орфей за Эвридикой. А со смертью они встречаются добровольно, оба. Этим они отличаются от других» (Ольга)

«Встреча возможна, когда время остановилось – один идет туда, другой оттуда. Они встречаются на перепутье. Стихотворение о невстрече античности и христианства. Кто-то останавливает эскалатор, все падают - и они не встречаются. (Алексей)

«Происходит столкновение обыденности и мифологии. Каждый живет в своем мифологическом и обыденном пространстве. Ощущение сюрности происходит от столкновения несталкиваемого. Эффект нелогичности, обман ожидания. Эти недомолвки на что-то намекают и заставляют читателя домысливать происходящее» (Семен)

Материал подготовила Галина Уланова

443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14

вт.-пт.: 10.00-21.00|
сб.вс: 10.00-18.00
пн.- выходной
последняя пятница месяца - сан. день
(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru