Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

«Девятая студия» - 20 декабря 2009 года

В программе было заявлено следующее.

1. Обсуждение нового межрегионального проекта «Девятой студии».
2. Интерпретация стихов Сильвии Плат.
3. Чтение и обсуждение новой повести Елизаветы Кузьмичевой «Возьмите меня за руку».

Собрание началось с обсуждения нового межрегионального межжанрового проекта «Девятой студии», связанного с поэзией и авторской песней. Руководитель студии Любовь Глотова предложила подумать об организации фестиваля, на который будут приглашены поэты и исполнители авторской песни из всех уголков страны. Предложение вызвало бурную дискуссию среди участников по поводу чистоты жанра, географии проекта и его составляющих.

Вторую часть собрания можно было бы назвать вечером памяти писательницы Сильвии Плат.

Для интерпретации собравшимся были предложены три стихотворения Сильвии Плат в переводах Н. Мировалева.

Сразу же было отмечено, что переводы грешат неточностью, но решено было интерпретировать стихи, не обращая внимания ни на личность автора, ни на оригиналы на английском языке. Правда, это условие выполнить не удалось, практически все интерпретаторы, рассуждая о текстах,  оперировали фактами из биографии поэта.
Все присутствующие сошлись на том, что лучше разговаривать обо всех трех стихотворениях сразу, чтобы можно было проследить какие-то общие тенденции.
«Зеркало» - самое цельное из этих трех стихотворений, здесь только один образ. Героиня ассоциирует себя с зеркалом, поэтому можно говорить о раздвоении личности. Героиня потерялась в мире. Мир – это ложь, а истина только в зеркале. Обман свечей и луны – романтические образы, несущие в себе обман. Может быть героиня пытается с помощью зеркала найти себя в себе?
Автор создает образ пожирающего, обезличивающего мира. Стихи постоянно  отбрасывают читателя к биографии автора, хочется больше узнать о ней. Сильвия Плат отличается от многих поэтов ее времени неприятием этого мира. Ее стихи похожи на определенный психотерапевтический сеанс. Автор как бы лечится таким образом, автор очень откровенен и вываливает на читателя то, что обычно прячут. Но причина в ней самой, а не в окружающем мире.
В «Тотеме» интересны метафоры, с помощью которых создается мрачное настроение. Ощущается неприятие поэта миром и неприятие мира поэтом.
Все три текста можно рассматривать как этапы кризиса. «Зеркало» - самый мягкий вариант, но и в нем прослеживается явное желание не видеть лиц, конфликт со временем. Мотивы смерти во всех текстах, для поэта все заканчивается смертью. Общий образ – лишение человека своей индивидуальности. Тема «Тотема» - это уже полный распад. Вообще у Сильвии Плат очень сильна тема одиночества, по сути, лирическую героиню окружает уже почти безвоздушное пространство.

Обсуждение повести Елизаветы Кузьмичевой «Возьмите меня за руку»

В процессе обсуждения новой повести Елизаветы Кузьмичевой «Возьмите меня за руку» его участники постоянно обращались к творчеству и биографии американского поэта. Повесть Лизы написана под сильным и весьма явным влиянием Сильвии Плат – как человека и как поэта. Начав с увлечения биографией поэта, автор постепенно переходит к личностным проблемам лирической героини, а затем постепенно уходит от Сильвии Плат и начинает рассказывать о собственной жизни.  Автор словно путешествует вокруг мифа по имени «Сильвия Плат», по поверхности того, что могло бы стать глубиной. В повести задействованы лишь внешние биографические сведения, без попыток проникнуть в сущность проблемы. В этом смысле, вопреки привычным литературным канонам, кульминацией является начало повести, далее же все идет на спад. В повести видимо присутствуют две ключевые точки, два надрыва – образ Сильвии Плат и собственно лирический персонаж. Сильвия живет интересной внутренней жизнью, жизнью внутри себя, а лирическая героиня, напротив -  вокруг себя. Ей не хватает этой внутренней жизни.
Повествование выстраивается вокруг проблемы, связанной с творчеством, точнее – вокруг невозможности писать. Фигура Сильвии Плат ценна и сама по себе, и как некий образец для подражания. Постепенно авторское повествование превращается в постмодернистскую игру, когда лирическая героиня придумывает обстановку для своей жизни, пользуясь биографией своего любимого поэта. Автор пытается прожить жизнь другого человека на каком-то метафизическом уровне. Рефлексия по поводу своей собственной жизни переходит в попытку поиграть в Сильвию Плат, а игра – явление вторичное, хотя, может быть, более яркое, чем реальное событие.
В повести выведены яркие образы, ее отличает интертекстуальность, множество цитат и отсылок к другим авторам – Хьюзу, Бодлеру, Цветаевой, как обозначенных, так и неявных, которые нужно разгадывать. Автором очень точно воссоздана стилистика Сильвии Плат,  введен культурный контекст, отсылающий не только к Плат и ее эпохе, но и к проблемам самоидентификации личности в процессе «writing». Повесть ориентирована на западный стиль письма (некоторые речевые обороты, стиль поведения и стиль рассказа об этом поведении).
Практически все участники обсуждения отмечали яркий авторский стиль и самоиронию Лизы Кузьмичевой.

Материал подготовила Галина Уланова

443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14
 

Вт-пт: 10:00-19:00

Сб-вс: 10:00-18:00

Понедельник – выходной

(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru