«Девятая студия» - 26 апреля 2009 года
Программа
- обсуждение подборки стихов и прозы Ирины Копытиной
- разговор о прошлом, настоящем и будущем отечественной гражданской поэзии
- встреча с Борисом Кожиным
- общение
На встрече присутствовали
Руководитель «Девятой студии» Любовь Глотова
Поэты и прозаики Самары: Елизавета Кузьмичева, Владимир Рябов, Надежда Масленникова, Ирина Копытина, Александр Светличкин, Никита Рублев, Виктория Демидова
Обсуждение стихов и прозы Ирины Копытиной
Собрание началось с обсуждения стихов и прозы студентки Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Ирины Копытиной.
Вопрос местожительства
Утром брат сказал, что нашел, наконец, себе комнату. Недорогую, уютную – то, что надо. Перевез вещи, обосновался, пригласил меня в гости. Действительно, замечательно! Лучше и быть не может! Район тихий, дом хоть и старый, но крепкий с высокими потолками. Поднимаемся на четвертый этаж, лестничные клетки чистые, стены светло-голубые, дверь в его квартиру коричневая, железная. Зайдя внутрь, оказались в небольшом коридорчике, брат сказал, что разуваться не нужно, и мы прошли дальше. Какая просторная комната, удивилась я, сколько места! Действительно, комната была на редкость светлая и свободная. Из мебели и было, что стоявшие вдоль стен шкафы большие и маленькие, скамеечка посередине и прозрачная люстра.
- Вот, здесь я и живу. Плочу три тысячи в месяц, недорого и прилично. Как считаешь?
- Да, хорошо. Только где ты спишь-то? На полу?
- Нет, - ответил брат - пойдем.
Он махнул рукой в сторону дверей напротив, окруженных с обеих сторон платяными шкафами разной высоты.
- А я думала это уже твоя комната!
Мы остановились возле шкафа повыше.
- Твоя дальше комната, да?
Я выглядывала из-за брата в соседнюю комнату, которая, как ни странно тоже сплошь была уставлена шкафами и тумбами.
- Здесь уже. Проходи.
Я застыла в недоумении. Брат широко открыл дверь шкафа и, придерживая её, приглашал внутрь. Скользнув взглядом по двери, заметила в углу пару вешалок, гигиенические принадлежности и две пары тапочек.
- Ты что с ума сошел?
- Проходи!
- Ты же здесь даже не поместишься!
- Это так с виду кажется, что тесно, на самом деле даже чай пить можно, вон и чайник в углу. Сейчас поставлю.
- Спасибо, я не голодная, - быстро ответила я,- Может тебе еще какое-нибудь жилье подыскать? Попросторнее?
- Я это-то два месяца ждал пока освободят, смеешься?! На вокзал, что ли, я пойду. Здесь и соседи нормальные. Там вон, напротив, - он указал на шкафчик пониже, - Генка живет, мы с ним иногда к Мишке ходим туда вон. Он ткнул пальцем в высокий шкаф, с зеркальными дверьми.
- Давай я поищу тебе комнату, это же ужасно просто!
Я была поражена происходящим до крайности.
- Ну-ну. Давай. Мы посидели еще на скамейке посередине, где жил Евгений, он, оказывается, страдает клаустрофобией и в шкафу жить не может, поэтому хозяин поселил его на скамейке посередине.
На следующий день я обзвонила кучу агентств, а, идя с работы, наткнулась на объявление на улице. Кто-то сдавал комнату. Позвонила – недорого, совсем рядом, оказалось, попросилась посмотреть, разрешили. Дверь открыла бабулечка, провела в дом, цена комнаты тоже три тысячи.
- Комната светлая, - прорекламировала бабуля.
Да, действительно. Стоит кровать, полки с книгами и стол. Камень упал с души. Никаких шкафов! «Наконец-то!»- подумала я, и стала осматриваться.
Бабуля подвела меня к окошку и остановилась.
- Вот это я и сдаю. Три тысячи – это дешево для такого места.
- Да, - ответила я, любуясь открывающимся видом на город.
- Вы даже не посмотрите?
- Что? – не поняла я.
Старушка села к батарее и потянула меня за собой.
- Вот. Батарея всегда теплая, чистая, убираюсь каждый день. Уютно. Здесь и будете жить! Под батареей!
Апельсин
Зачем апельсин квадратный
По скатерти скачет вниз!?
Пролил хулиган томатный
Сок на краю и повис!
Зачем апельсин зеленый?
Оранжевый должен быть!
А кто вообще сказал, что это апельсин?
Блин
Развалившись на тарелке
Мягкий, нежный, загорелый
Блин округлый, безмятежный
Запекался в переделке.
Пузырьками улыбался
Бушевавшему скандалу.
Между маслом и конфоркой
Огонь пуще разгорался.
Раскаляясь до предела
Они злились, бушевали,
Блин же, мерно улыбаясь,
В русло направляя дело,
Подрумянился и смело
С боку на бок повернулся,
На тарелке завернулся
В то, что та в себе имела.
* * *
Весы справедливости время воруют
Тянутся крылья во тьме мостовой
К беседе с собой под улыбкой-луной
Голуби тянутся робко воркуя
Снуют прилетая сюда отовсюду
Чувствуя запах надежды гнилой
В вечность сквозь вечность
Терзая беспечность
Четко к победе идут предо мной
***
Шесть ног, два крыла, усы
Крылья взяла поносить
Пешком здесь гуляет ветер
Свита выходит из света
Сплетенье свеченьем согрето
Стремится на север пеплом
Мерцающей лампы сердце
Украшена мной безделица
К пирамиде к закату приросшей
Повисла прикована солью
Дробью поют барабаны мечты
Спасении вечной
Весенние воют коты
Мне песни поют под луной
Слепящей глаза в небе яркой улыбкою солнца
Мнения участников «Девятой студии» о текстах Ирины
«Проза слишком растянута, можно её сократить. Не нужно всё подробно объяснять, важно, чтобы у читателя была возможность для воображения. Иначе, уже с первого абзаца становится ясно, о чём идёт речь. Слишком много воды, слишком много лишних объяснений, которые не требуются».
Надя
«Стихи напоминают жанр песни или плача. Фольклорные интонации. Много архаичных слов, которые уже не употребляются в современном языке. Образы из фольклорной литературы. Я не могу сквозь такое смешение стилей и языков увидеть автора. Образы из разных времён, разных литератур, всё это запутывает».
Саша
«Можно подобрать стильную обложку, листы бумаги искусственно состарить и выдать за поэзию 16 века».
Никита
Гражданская поэзия – что это такое?
Потом участники прослушали два доклада о гражданской поэзии.
Никита рассказал об истории гражданской поэзии, об отличиях гражданской и народной поэзии. Сущность гражданской поэзии очень хорошо отражает лозунг Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Никита прочитал некоторые стихи, которые считаются образцами гражданской лирики.
Следуя своей собственной традиции, Никита прочитал своё стихотворение, написанное в соответствии с принципами понятия «гражданская лирика».
Саша рассказал о том, что понимается под гражданской лирикой в современном поэтическом сообществе. «Я всё время читаю гражданскую лирику. Сейчас любого сформировавшегося автора можно назвать гражданским поэтом. Потому что у любого автора должна быть гражданская позиция». В качестве иллюстрации к понятию «современная гражданская лирика» были прочитаны стихотворения современных авторов – Валерия Нугатова, Федора Сваровского, Дмитрия Кузьмина.
Люба Глотова привела определение гражданской поэзии из книги главного редактора литературного журнала «Знамя» В. Чупринина «Русская литература сегодня. Новый путеводитель». По этому поводу между участниками развернулась дискуссия о том, что же такое «гражданская лирика».
«Гражданская поэзия – это плакат, а бывает гражданская поэзия – от себя. Гражданская поэзия – то, что задевает человека. Гражданская поэзия – это когда поэт говорит от лица гражданина».
Владимир
«Весь русский рок – гражданская поэзия».
Надя
«Основной признак гражданской поэзии – наличие какого-то конфликта».
Саша
Гость «Девятой студии» Борис Кожин
В этот раз в гости к участникам «Девятой студии» был приглашён известный в городе человек, интересный собеседник и краевед Борис Александрович Кожин.
«Борис Александрович Кожин – главный редактор Самарской студии кинохроники, сценарист документального кино, автор воспоминаний об известных самарцах, о Куйбышеве 1950-60-х годов.
В Самарской студии кинохроники работает с 1969 года. За это время участвовал в выпуске около 400 номеров киножурнала «Поволжье» (с 1981 г. - «Современник») и более 200 научно-популярных фильмов.
Кроме того Борис Александрович – прекрасный лектор, многие годы проработавший на факультете журналистики Самарского государственного педагогический университета, выпускником которого является сам.
В апреле 2008 года вышла в свет книга «Рассказывает Борис Кожин» - устные рассказы, записанные Светланой Внуковой и опубликованные в газете «Волжская коммуна».
Информация с сайта Golo – Мир футбола
Борис Александрович рассказал о том, как он воспринимает Самару и самарцев, что такое самарский характер и как отличить настоящего самарца от ненастоящего.
«Горький Самару не любил, а Пастернак в Самару влюбился, хотя был здесь всего один день. Дюма приплыл на пароходе в Самару, но из каюты не вышел. А Самаре было безразлично, кто в ней был, кто не был. Она продолжала существовать независимо ни от кого».
«Самара – город с европейской планировкой. Москва, Нижний Новгород, Казань – города с русской планировкой: в центре Кремль, от него расходятся концентрические круги и радиальные улицы. В Самаре две реки и планировка – строго параллельно Волге или Самарке. Все улицы, параллельные Волге, тянутся на 250 метров, а все, параллельные Самарке – на 150 метров. Самарцы ориентируются по рекам. Мы – дети реки».
«Все крупные волжские города, расположенные на правом берегу обязательно носят мужское имя, на левом – женское. В Самаре и с этим всё непросто. В 1935 году самарцы пережили шок, им сообщают, что теперь они живут в Куйбышеве. Мы не можем быть Куйбышевом – мы же на левом берегу!»
«В Самаре всегда всё было по-своему. И время у Самары своё. В отличие от всех волжских городов, в которых время московское. Самара так шутит».
Публицистика Бориса Кожина:
www.riasamara.ru/litera/public/23639
www.riasamara.ru/litera/red/article23644.shtml
lyuba-glotova.livejournal.com/tag/Борис+Кожин
Следующее собрание «Девятой студии» состоится 24 мая, в воскресенье, в 14.00. Следите за нашими анонсами.