85 лет роману «Двенадцать стульев»
– Вы довольно пошлый человек, – возразил Бендер, – вы любите деньги больше, чем надо.
– А вы не любите денег? – взвыл Ипполит Матвеевич голосом флейты.
– Не люблю.
– Зачем же вам шестьдесят тысяч?
– Из принципа!
В 2013 году исполнилось 85 лет роману «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Основой сюжета послужил рассказ А. Конан-Дойля «Шесть Наполеонов», в котором драгоценная жемчужина спрятана внутри одного из гипсовых бюстиков Наполеона, за которыми охотятся двое бандитов. После выхода книги «Двенадцать стульев» авторы получили подарок от друзей по писательскому цеху — коробку, внутри которой лежало шесть пирожных «наполеон».
Начало ХХ века - эпоха зарождения Советского Союза и, соответственно, советской литературы. Юмора в чистом виде тогда не существовало вообще - было словосочетание «сатира и юмор», причём, сатира на первом месте. Нет сатиры – не идейно. «12 стульев» – первая серьёзная проба пера для тандема Ильф-Петров в жанре романа.
В романе почти нет полностью положительных персонажей. Зато по негативным аспектам тогдашней жизни прошлись основательно. Никто не забыт, ничто не забыто: растратчики, приспособленцы, бездарные поэты и журналисты, рестораторы и продавцы, театральные режиссёры, кинорепортёры, метростроевцы, мещане, теневые бизнесмены. Досталось и дефициту, некачественному питанию, жилищному вопросу, бюрократии, качеству дорог. А также увлекательно рассказано о том, как герои гонялись за мебелью, как они с лёгкостью обращались с деньгами! Быстро растрачивали их и чуть менее быстро зарабатывали снова. И так по кругу. Выбрав столь несложный сюжет, Ильф с Петровым одним выстрелом убивают двух зайцев: хоть и сразу понятно, в котором, по счёту, стуле будут вожделенные бриллианты, читатель всё равно с интересом следит за продвижением героев, ведь каждый новый стул приближает находку, что влечёт за собой всё возрастающий накал страстей.
Широка география романа: уездный городок, Москва, Харьков, Крым, Грузия, Поволжье. Поскольку авторы сами, как журналисты, посещали все точки маршрута парочки махинаторов, то пейзажи, быт и вообще атмосфера переданы замечательно.
Со слогом и колким юмором у авторов тоже всё сложилось. Фразы типа «Может тебе ещё ключи от квартиры, где деньги лежат?» или «Молодая была уже далеко не молода» твёрдо и навсегда вошли в нашу речь. Поэтому сухой и жёстокий финал, завершение двумя страницами боли и разочарования трёхсот страниц надежды и оптимизма кажется, написан третьим человеком, абсолютно не похожим на Ильфа с Петровым. Но здравый смысл говорит, что по-другому всё завершиться попросту не могло.
Интересно другое. Задуманный как остро негативный персонаж, циничный, горделивый, эксцентричный, Остап Бендер завоевал народное признание, экранизации с харизматичными Гомиашвилли и Мироновым только усилили эту любовь. Наверное, один из двух случаев такого рода в той стране. Второй - Волк из «Ну, погоди!»
Нам лично очень нравится роман, как и всё творчество его авторов. Это не для избранных, на форзаце русским по белому написано: «Для широкого круга читателей». Это до сих пор интересно, увлекательно, смешно. А ни к чему иному авторы, вроде, и не стремились.
Материал подготовила Екатерина Сизехина,
библиограф справочно-информационного отдела
Самарской областной юношеской библиотеки
Информация с сайта – www.livelib.ru
Фото 1 – Илья Ильф и Евгений Петров, источник – ru.wikipedia.org
Фото 2 – кадр из фильма «12 стульев», режиссёр Марк Захаров, т/о «Экран», 1976
Добавить комментарий