Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

Библиотека как «Третье Место»

ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ

В последние годы публичные библиотеки всё чаще позиционируют себя как «Третье Место» (Third Place), что означает нечто отличное от дома и работы. «Третье место» - это площадка для самореализации человека, неформального общения, социального взаимодействия.

Учитывая актуальность данной проблематики, сектор молодёжного чтения ГБУК «Самарская областная юношеская библиотека» в 2014 году провел исследование «Библиотека как “третье место”».

Цель исследования – выявление путей и методов, которые могут помочь библиотеке стать привлекательным для молодёжи «третьим местом».

Задачи исследования:

·       выявить отношения молодёжи к библиотеке и факторы, повышающие её привлекательность;

·       проанализировать потребности реальных и потенциальных пользователей в услугах библиотеки;

·       изучить интересы молодёжной аудитории.

Объект исследования (респонденты) – реальные и потенциальные пользователи библиотеки в возрасте от 14 до 25 лет.

Предмет исследования – библиотечное поведение молодых пользователей, их отношение к библиотеке и библиотечным услугам.

Методы исследования – анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

Выборка – случайная.

Проанализировано 200 анкет, более 100 интервью.

Результаты анализа позволяют сделать следующие выводы.

1. Первая группа вопросов была посвящена выявлению отношения молодёжи к библиотеке.

Молодые люди высоко оценивают качество услуг, предоставляемых библиотекой. В молодёжной среде существует потребность в Книге, библиотеке и её услугах. Судя по ответам на вопрос анкеты о настроении, которое возникает после посещения библиотеки, большинство проанкетированных молодых людей признало, что чаще всего испытывают положительные эмоции.

После посещения библиотеки у меня чаще всего возникает такое настроение:

 

 

Подпись: 5%Подпись: 33%Подпись: 62%

 

 

Обобщая ответы проанкетированных на вопрос о том, чем привлекательна для них библиотека, можно сделать вывод о том, что им нравится в ней (в порядке популярности ответов):

·       услуги предоставляются бесплатно;

·       доступность информации, много новых, популярных и интересных книг;

·       в библиотеке можно спокойно поработать или просто почитать книгу (никто не дергает, не мешает);

·       наличие умных, компетентных сотрудников.

Очевидно существование в молодёжной среде стереотипа восприятия библиотеки как консервативного учреждения. Она ассоциируется чаще всего с книгохранилищем - только со стеллажами, заставленными книгами. На её пространстве нужно выполнять множество строгих правил – завести билет, записывать книги и вовремя их сдавать, нельзя шуметь. Молодые люди не представляют разнообразного спектра услуг и богатства возможностей библиотеки. Неожиданным для них оказывается не только использование новых информационных технологий (сайт, автоматическая запись, электронный каталог, Wi-Fi и др.), но и возможность посмотреть фильмы, поиграть в настольные игры. Показательно наличие в ответах на вопросы анкеты таких отзывов о посещении СОЮБ: «культурный шок», «оказывается, библиотека может быть клёвой!», «а я думал, что библиотека – это скучно!», «удивлена» и т. п.

Как показало анкетирование, чаще всего посещение библиотеки менее комфортным делают формализм при записи, строгие правила пользования и непонимание, грубость сотрудников. Менее важными факторами оказались сложность ориентации в фонде и проявляющаяся иногда некомпетентность сотрудников. Примечательно, что никто из проанкетированных не отметил назойливость или агрессивность сотрудников. В отличие от учебного заведения, библиотека для юношей и девушек является территорией личного выбора, не слишком отягощённой формальными обязанностями.

Что, на Ваш взгляд, делает посещение библиотеки менее комфортным?

Формализм при записи в библиотеку, слишком строгие правила пользования

28%

Грубость и заносчивость сотрудников

32%

Сложность ориентирования в фонде

20%

Некомпетентность сотрудников

14%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно выделить следующие факторы, важные для создания в библиотеке комфортной для молодёжи среды (в порядке убывания).

·       Хорошие фонды, есть материалы на все вкусы.

·       Создана спокойная обстановка для работы, никто не мешает.

·       Библиотекари доброжелательны к молодым, понимают их интересы.

·       Библиотека открыта до позднего вечера.

·       Есть интересные молодёжные программы.

·       Есть места, где можно пообщаться, пошуметь.

·       Можно участвовать в принятии решений, с мнением молодёжи считаются.

К сожалению, ответы на вопрос о том, что можно улучшить в оформлении библиотеки, какую изюминку привнести в её стиль для того, чтобы она стала более привлекательной для молодёжи, были чаще всего абстрактны («больше хороших книг», «молодёжный дизайн»). Среди рекомендаций можно выделить советы «поиграть освещением», «использовать баннеры для рекламы», «активнее использовать социальные сети».

2. Вторая группа вопросов была ориентирована на выявление потребности в услугах библиотеки.

Анкетирование показало необходимость расширения временных рамок работы библиотеки, проведение культурно-досуговых мероприятий после 19.00. Судя по ответам проанкетировнных молодых людей и популярности Акций, подобных «Библионочи», закономерно предположить, что их привлекают необычная вечерняя атмосфера, возможность прийти в библиотеку в нетрадиционное время.

В какое время Вам удобнее посещать культурно-развлекательные мероприятия?

До 17.00

10%

От 17 до 19

57%

От 20 до 23

42%

 

 

Среди спектра форм культурно-досуговой деятельности наиболее популярными в молодёжной аудитории оказались встречи с интересными людьми, театрализованные представления. Традиционно привлекательны игровые формы. Анкетирование выявило потребность у молодёжи не только в общении со сверстниками, но и с «компетентными взрослыми».

Для повышения популярности традиционные формы работы библиотеки (беседы, обзоры, книжные выставки) могут быть дополнены интерактивными и дискуссионными технологиями, элементами театрализации. Очень важно, чтобы они были авторскими, отражали личность библиотекаря, его вкусы и позицию.

Для молодежи, на Ваш взгляд, наиболее привлекательны и интересны:

Встречи с интересными людьми

51%

Игры, викторины

49%

Квесты

22%

Информационные шоу

21%

Театрализованные представления

37%

Литературные праздники

20%

Акции, флешмобы

41%

Ток-шоу, дискуссии, обсуждения актуальных тем

19%

Беседы

10%

Обзоры литературы

9%

Книжные выставки

17%

 

Судя по итогам анкетирования, среди услуг, предоставляемых библиотекой помимо выдачи книг, наиболее востребованными оказались проведение молодёжных акций и просмотр кинофильмов. Для того чтобы потенциальный спрос оказался удовлетворенным библиотекой, необходимо продумать рекламную стратегию, провести дополнительное изучение спроса (в частности, на кинопродукцию).

Какими услугами Вы бы воспользовались?

Возможность поиграть в настольные игры

28%

Проведение молодёжных тусовок, акций, флешмобов, вечеринок, концертов популярной музыки

46%

Просмотр кинофильмов

44%

Работа на компьютере, доступ к сети ИНТЕРНЕТ

18%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отражением потребности современной молодёжной аудитории в пространстве, где было бы спокойно, можно было бы не только общаться, но и уединиться, скрыться от современной стрессовой ситуации, стали ответы на вопрос о необходимых в библиотеке зонах. В то же время около четверти проанкетированных считают привлекательными игровую и коммуникативную зоны.

Вам хотелось бы, чтобы в библиотеке была предусмотрены зоны:

Личных интересов (где можно спокойно заняться своими делами)

45%

Коммуникативная

21%

Игровая

27%

Отдыха, релаксации

49%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так как молодёжь ориентирована на современные информационные технологии, информации об услугах библиотеки ей удобнее получать через сайт и социальные сети. Учитывая это, библиотеке следует уделять постоянное внимание данному направлению работы, вносить в него инновационные элементы.

Вам удобнее получать информацию о фонде библиотеки и её мероприятиях через:

Сайт библиотеки

39%

Е-mail

19%

Телефон

11%

Социальные сети

37%

SMS-рассылки

8%

 
3. Третья группа вопросов касалась интересов молодёжной аудитории.

Как показало анкетирование, спектр интересов молодёжи достаточно широк. Наибольший рейтинг выявлен у нравственно-эстетической проблематики и тем, связанных с построением успешной карьеры, выбором «жизненного сценария». Большой интерес (как и следовало ожидать) вызывает молодёжная субкультура.

Какие темы Вам интересно было бы обсудить, встретившись с друзьями и специалистами?

Нравственно-этические проблемы

56%

Карьера, жизненный успех

41%

Мода

19%

Молодёжная субкультура

31%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Менее половины проанкетированных считают, что у них есть увлечение (хобби).

Есть ли у Вас хобби?                    

Да

29%

Нет

71%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее часто упоминаемое в анкетах хобби – спорт, экстремальные виды спорта, туризм (что соответствует психологическим особенностям данной возрастной категории).

9% опрошенных (из тех, что признали наличие хобби) в качестве своего увлечения назвали чтение.

Как видно из результатов анкетирования, помощь библиотеки в реализации хобби может быть не только и не столько в подборе литературы, информировании, сколько в организации мастер-классов и предоставлении молодёжи площадки для самореализации.

Какую помощь в его реализации Вы хотели бы получить?

Подборку соответствующей литературы, информирование

17%

Проведение мастер-классов, встреч со специалистами

39%

Предоставление площадки для самореализации

44%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди мастер-классов наибольшую симпатию молодёжной аудитории вызвали танцевальные и связанные с фотографированием, видеосъемкой.

Какие мастер-классы Вам наиболее интересны?

Рукоделие

11%

Танцы

49%

Стори-тейллинг

11%

Декламация, мелодекламация

15%

Фотографирование, видеосъемка

47%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводя предварительные итоги анкетирования, можно сделать следующие выводы. 

1.                Современная молодёжная библиотека должна стать не только информационным учреждением, но и социально-коммуникационным центром. Наиболее привлекательные имиджи – Литературное кафе или Супермаркет Знаний.

2.                В молодёжной аудитории, несмотря на наличие стереотипов, есть потребность в услугах библиотеки и сформирован её положительный имидж.

3.                Необходимо уделить внимание позиционированию личностных творческих возможностей библиотекарей. Наиболее привлекательный имидж – компетентный, успешный профессионал, умеющий общаться с молодёжью на равных.

4.                В настоящее время даёт о себе знать избыток информации («информационный шум»). В связи с этим возрастает необходимость помощи специалиста, который бы помог ориентироваться в информационном пространстве, не только найти, но и отобрать информацию. Соответственно, библиотекарь должен выполнять роль консультанта (эксперта-профессионала), а не просто человека, хранящего и предоставляющего книги (информацию).

5.                Главным фактором, определяющим отношение молодого пользователя к библиотеке, стимулирующим обращение в библиотеку, является богатство и разнообразие её фондов: именно хороший фонд выходит на первое место как показатель комфортности и именно о его недостатках вспоминают, говоря о той или иной неудовлетворённости работой библиотеки. В качестве важной характеристики хорошего фонда выступает его современность, наличие и быстрое поступление новинок.

6.                Целесообразно скорректировать время работы библиотеки и проведения культурно-досуговых мероприятий.

7.                В культурно-досуговой деятельности использовать комплексные мероприятия, соединяющие информацию с элементами игры, театрализации, дискуссии. При подготовке и проведении мероприятий активнее использовать творческий потенциал самих молодых людей. Они должны стать со-организаторами и со-участниками библиотечных мероприятий.

8.                Продумать рекламную стратегию услуг библиотеки (в частности – просмотра кинофильмов и использования настольных игр).

9.                Уделить внимание разработке и дизайну зоны «личных интересов и рекреации».

10.             Разработать программу, связанную с возможностью реализации потребностей, связанных с увлечениями молодёжи танцами, фото- и видео съемкой (например, «А я в бибе... танцую, фотографирую, рисую и др.).

 Исследование подготовила и провела Елена Цупрова,
руководитель сектора молодёжного чтения.
Тел.: (846) 334-45-80. 

Комментарии

Ну получается, что современная библиотека должна попросту закрыться, а на ее месте необходимо открыть ночной клуб с бесплатным доступом в Интернет. Ну и танцами разумеется. Что за ночной клуб, без танцпола? Желательно еще оборудовать качественное место для чилаута. Школота такая школота.

Уважаемый пользователь Halappa

Если Вы внимательно читали исследование, то должны были обратить внимание, на тот факт, что молодежь ценит библиотеку, прежде всего за то, что в ней можно найти новые, интересные, популярные книги. Поэтому книга была, есть и будет главным содержанием библиотеки! Как бы мы ни крутились, какие бы танцы и шоу ни устраивали и что бы ни придумывали, все это вокруг Ее Величества Книги! Разумеется, Homo legens всегда найдет у нас и информацию, и литературу, и комфортное место для работы. Но, согласитесь, современная библиотека (особенно МОЛОДЕЖНАЯ!) не может оставаться элементарным хранилищем книг.

С Уважением, Цупрова Елена Евгеньевна, заведующая сектором молодежного чтения.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Введите текст, показанный на изображении.

443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14
(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru