Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

«Литературный калейдоскоп». Выпуск #11. Книга как феномен культуры. Предыстория письменности

Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы продолжаем рассказывать об основных этапах развития письменной культуры и истории книги.  

В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. История знает бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы.

Путешественники рассказывали о племенах аборигенов дальних стран, в которых старейшины примерно раз в году уводили подросших юношей в джунгли или пустыню и там из уст в уста передавали им весь опыт племени, который должен быть усвоен (так называемая «мужская тайна»).

Аэды и рапсоды – древние певцы, сказители – пели их наизусть на народных празднествах. Запоминать многотысячные строки было трудно, и первобытные сказители использовали ленточки или узелки, которые помогали им. У индейцев Южной Америки такая вещь называлась квипу (кипу) - узелковое письмо.

По мере того как расширялся кругозор древнего человека и усложнялась его деятельность, у памяти появлялись другие помощники: разного рода зарубки, заметы, узелки, наконец, рисунки.  Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, жизни, природы. Это начатки искусства, но одновременно и начатки письменности; здесь человек впервые выразил в изображении свою мысль. Древнейшим из пещерных и наскальных рисунков в нашей стране - 15-20 тысяч лет. 

В наши дни, когда вы спешите, вдруг замечаете знак: в кружке фигурка бегущего человека, перечёркнутая наискось. И вам без слов ясно: здесь прохода нет. Это пиктография – рисуночное письмо. Пиктография заполнила жизнь современного человека, частично взяв на себя передачу смысловой информации средствами рисуночной символики. Гербы государств, производственные марки и эмблемы, рекламные знаки, религиозные обозначения, научные символы – всё это пиктография, действующая по принципу «один образ – одна мысль».  Этап рисуночно-смысловых комбинаций прошли языки многих древнейших народов (шумеры, египтяне, китайцы, индейцы, майя), прежде чем обрели письменность, а с нею и книгу.

Продолжение следует!

Если у вас есть вопросы, или пожелания – пишите, будем рады вашим откликам.
Официальное сообщество Самарской юношеской библиотеки в социальной сети «ВКонтакте»

Составитель – Екатерина Сизехина,
библиограф справочно-информационного отдела
Источник – hi-edu.ru
Иллюстрация с сайта bigpicture.ru

443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14

вт.- пт.: 10.00-21.00|
сб., вс. - 10.00-18.00
пн.- выходной
последняя пятница месяца - сан. день
(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru