#ПроКино. Хаяо Миядзаки
Друзья!
Наш сегодняшний выпуск журнала #ПроКино посвящён одному из самых известных режиссёров-аниматоров – Хаяо Миядзаки.
Хаяо МИЯДЗАКИ (5 января 1941, Токио) – японский режиссёр-аниматор. Вместе с Исао ТАКАХАТОЙ основал анимационную студию «Студию Гибли».
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Родился в городе Акэбоно-тё, расположенном в одном из специальных районов префектуры Токио – Бункё-ку, был вторым из четырёх братьев. Отец, Кацудзи Миядзаки, во время войны руководил «Миядзаки Эйрплейн», фабрикой по изготовлению деталей к самолётам, так Хаяо с детства полюбил летающие устройства. Хозяином фабрики был брат отца.
Школьные годы Хаяо пришлись на то время, когда художник Осаму Тэдзука положил начало бурному увлечению комиксами, создав нынешнюю форму японского «романа в картинках» – что-то вроде застывшего кинофильма, порой с весьма серьёзным и глубоким содержанием. Сначала и сам Хаяо хотел заниматься комиксами, но посмотрев первый в Японии цветной мультфильм, «ЛЕГЕНДУ О БЕЛОЙ ЗМЕЕ», понял, что рисованные истории – не его жанр. В целом же профессиональное образование Хаяо имело мало общего с кино: учился на факультете экономики и политологии в престижном университете Гакусюин, одновременно состоя в клубе по изучению всемирной детской литературы.
НАЧАЛО КАРЬЕРЫ
Однако в 1963 году, после окончания вуза, защитив диплом о японской промышленности, будущий режиссёр-мультипликатор идёт работать на киностудию «ТОЭЙ», японский аналог «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМА», где после трёх месяцев обучения получает для начала весь скромную должность фазовщика – рисовальщика промежуточных кадров. Первым мультфильмом, в создании которого он принимает участие, становится «Повесть о сорока семи верных вассалах-псах» (1963). На студии состоялись два знакомства, важные для будущей судьбы мастера: с художницей-аниматором Акэми ОТА, ставшей через два года супругой Миядзаки, и с подающим надежды режиссером Исао ТАКАХАТОЙ.
В то время японская анимация только начинала складываться. Почти всё, что происходило, делалось впервые – творческий процесс ещё не превратился в рутину, открывался редкий простор для инициативы. Все вносили свои предложения, практически каждый участник работы при достаточной настойчивости мог добиться изменений в сценарии. Так, проработав всего год, ещё не став ведущим аниматором, Миядзаки удалось полностью изменять финал фильма «КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ГУЛЛИВЕРА» (1964).
В 1965 году началась работа над проектом соратника Миядзаки – Такахаты. Это был полнометражный фильм «ХРАБРЫЙ СОЛНЕЧНЫЙ ПРИНЦ» (1968, демонстрировался на фестивалях японского кино в Москве в 1996 и 1998). С главной мыслью о том, что сила в единстве, и с народным героем совсем не царского происхождения. Его смело можно признать одним из произведений, которые сломили мнение о мультипликации как о чём-то несерьезном. Миядзаки работал над картиной как ведущий аниматор и помощник режиссёра. Однако «Храбрый солнечный принц» понравился руководству студии Тоэй значительно меньше, чем зрителям. Бескомпромиссный Такахата не стал терпеть ограничений и в 1971 году ушёл на студию «ЭЙ-ПРО», пригласив с собой друзей. Миядзаки тоже согласился на риск.
ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ
Чуть позже Миядзаки снял свой первый кинофильм «ЛЮПЕН III, ЗАМОК КАЛИОСТРО» (1979). В феврале 1982 года именно в журнале «АНИМЭЙДЖ» Миядзаки начал печатать роман в картинках «НАВСИКАЯ ИЗ ДОЛИНЫ ВЕТРОВ» (1982-1995). За эти годы у него накопились неиспользованные сюжеты, планы и замыслы. Издатели поставили условие не экранизировать «Навcикаю», но вскоре сами попросили снять пятнадцатиминутный эпизод. Однако Миядзаки отказался делать фильм длиной меньше часа, и, в конце концов, было принято решение о полнометражной, двухчасовой картине. Главная героиня, Навcикая, немедленно заняла первое место в опросе журнала «Анимэйдж» и продержалась на вершине до 1991 года. Конечно, все ждали, что следующий фильм будет если не продолжением «Навcикаи», то хотя бы вариацией на тему. Но Миядзаки совсем не собирался ограничивать себя рамками шаблона. Миядзаки обратился к японским детям, которые, по его мнению, разучились мечтать и верить в приключения, и заново распахнул для них горизонт своим фильмом «НЕБЕСНЫЙ ЗАМОК ЛАПУТА» (1986, демонстрировался на фестивалях японского кино в Москве в 1994, 1995 и 1996).
МИРОВОЕ ПРИЗНАНИЕ
Затем появились такие шедевры, как «ТОЙ СОСЕД ТОТОРО» (1988), «ВЕДЬМИНА СЛУЖБА ДОСТАВКИ» (1989), «ПОРКО РОССО» (1992). В 2001 году свет увидел фильм «СЭН» (демонстрировался на Московском кинофестивале 2002 года как «ТИХИРО, УНЕСЁННЫЙ ДУХАМИ», после чего был в прокате в начале 2003 года под названием «Унесённые призраками»). Проект имел громкий успех в Японии и совсем невероятный – за её пределами.
В 2004 году появился фильм «ХОДЯЧИЙ ЗАМОК», премьера состоялась на 61-м Венецианском кинофестивале 5 сентября, а 11 сентября фильму был присужден приз за техническое мастерство. Через год, на 62-м Венецианском кинофестивале Миядзаки получил главный приз – «Золотого льва» за вклад в мировое киноискусство.
В творчестве Хаяо Миядзаки важную роль играет гуманизм, а также экологические концепции. Многие его фильмы посвящены теме взаимоотношений человечества с природой и технологиями. Графика отличается реалистичностью и большой точностью.
Истории, написанные Миядзаки, не будучи привязанными к японской культуре, обычно интересуют не только японских зрителей, но и иностранные аудитории. Кроме того, в фильмах Миядзаки находит отражение его любовь к летательным аппаратам — они присутствуют практически во всех его фильмах. Пресса часто называла Миядзаки «японским Диснеем».
Несмотря на это, до выхода в 2002 году фильма «Унесённые призраками» за пределами Японии Миядзаки был известен мало. За него он получил «Золотого медведя» – высшую награду Берлинского кинофестиваля в 2002 году и премию «Оскар» в 2003 году.
В ноябре 2014 года был удостоен почетной Премии «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. В 2014 году – включён в «Зал славы научной фантастики».
В одном из своих интервью на вопрос «Кем из режиссёров вы восхищаетесь?» Хаяо Миядзаки ответил, что считает Юрия НОРШТЕЙНА (автора мультфильма «Ёжик в тумане») замечательным художником. Миядзаки также признается, что главным авторитетом в анимации для него является советский режиссёр мультипликационного кино Лев АТАМАНОВ с его мультипликационным фильмом «Снежная королева».
На сегодняшний момент мастер работает над своим новым проектом.
Будем ждать!
АВТОР ПРОЕКТА
Лена Анфигентова, отдел обслуживания
Тел.: (846) 334-23-52
Источники: kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, ru.wikipedia.org
На фото: Хаяо Миядзаки на 65-м Венецианском кинофестивале, 2008 год, showasia.ru
Добавить комментарий