Из каких источников информации Вы узнаёте о наших ближайших мероприятиях?

Жорж Санд: жажда жизни

Жорж Санд: жажда жизни
в рамках проекта «Доступная библиотека»

 

Ах, Париж! Город – мечта, город – праздник, который притягивает как магнит и не отпускает всю жизнь. И хочется узнать про него как можно больше. Обязательно про тех, чьё достижение мировой художественной мысли стало интересно простому обывателю. Сегодня времени хватит, чтобы устроиться в уличном кафе, заказать чашечку ароматного кофе и наконец разглядеть настоящий Париж и его обитателей. Данный рассказ посвящён Жорж Санд. Знаменитая французская писательница оставила свой след в литературе, написав такие произведения: «Роз и Бланш», «Индиана», «Валентина», «Жак», «Мопра», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Диалоги о поэзии пролетариев» (статья), «Консуэло»,, «Грех господина Антуана», «Франсуа-найденыш», «Маленькая Фадетта», «Снеговик», «История моей жизни». С этими книгами можно познакомиться, став читателем юношеской библиотеки.

Жорж Санд была самой выдающейся и противоречивой фигурой ХIХ столетия, чьи значительные таланты уступали только её скандальной и не признающей запретов частной жизни. Эта женщина предпочитала одеваться на мужской манер.

Вызов нравам своего века, яростный феменизм, вера в свободную любовь и неукротимая энергия ярко выявляли её индивидуальность в мире, требующем от женщин не более чем быть глупенькими барышнями, красивыми жёнами и преданными матерями. Многие видели в ней женщину, говорящую от лица всех современниц; Фёдор Достоевский считал, что она превосходит Диккенса в писательском ремесле; Гюстав Флобер называл её «мой дорогой Мастер», а Оскар Уайльд сравнивал Жорж Санд с пагубной привычкой.

Две враждующие стороны натуры Жорж Санд вели постоянную войну за главенство. Материнская фигура часто сурово подавляла образ любовницы. В её жизни были мужчины. Двое из них - Фридерик Шопен и Альфред де Мюссе стоят особняком среди прочих, так как играли чрезвычайно важную роль в жизни Жорж Санд, и в истории европейской культуры.

Амандина-Аврора-Люси Дюпен – будущая Жорж Санд – родилась в Париже 1 июля 1804 года, в тот самый год, когда Наполеон Бонапарт был коронован как император Франции. Она была дочерью двадцатишестилетнего армейского офицера Мориса Дюпена де Франкей и тридцатилетней дочери

трактирщика Софии-Виктории Делаборд, которую он за четыре года до того встретил в Милане во время первой итальянской компании Наполеона.

Авроре было четыре года, когда её отец разбился насмерть, упав с лошади. Мать не в силах была справляться с заботами одна, и девочку растила бабушка с отцовской стороны, мадам Мари-Аврора Дюпен де Франкей, в поместье, расположенном к юго-востоку от Парижа. Эта выдающаяся гранд-дама имела среди своих предков Людовика XVI, Людовика XVIII и Карла X, а также польского короля Августа II Сильного.

В четырнадцать лет Аврора поступила в пансион при монастыре Англичанок (одна из трёх лучших школ-интернатов Франции). В школе она была блестящей ученицей, но при этом имела репутацию возмутителя спокойствия. Так было до тех пор, пока Аврора не решила, что хочет стать монахиней. Мадам Дюпен отнеслась к известию скептически и поспешила в столицу потребовать назад свою внучку. В 1820 году мадам Дюпен взялась за дальнейшее образование Авроры, привив сохранившуюся в ней на всю жизнь любовь к музыке, языкам и литературе. В свободное от занятий время Аврора исследовала окрестности Ноана то пешком, то верхом на любимой кобылке Колетте. Во время одной из утренних прогулок верхом она познакомилась со Стефаном Ажассоном де Грансань, молодым человеком из соседнего городка Ла-Шатр. Несколько месяцев они встречались. Именно Грансань научил её носить мужское платье для удобства верховой езды. Позже Аврора отзывалась о нём как о человеке, «которому не откажешь ни в знаниях, ни в уме, ни в остроумии». Но молодому Стефану было отказано в материальной поддержке, а мадам Дюпен не желала для своей внучки необеспеченного мужа.

В 1821 году, в рождественский день, умерла мадам Дюпен, оставив несовершеннолетней внучке во владение поместье Ноан, дом в Париже и годовой доход двадцать пять тысяч ливров, что было очень значительной суммой. Поначалу Аврора попыталась жить с матерью в Париже, но их темпераменты оказались несовместимыми. Вернувшись в Ноан, она знакомится с Казимиром Франсуа, своим будущим мужем. 30 июня 1823 года Аврора родила сына Мориса. Отношения с мужем были сложными. Его грубость, распущенность, пьянство духовно угнетали Аврору. Неожиданно на сцене опять возникает Стефан Грансань. Теперь он филолог-классик и учёный-естественник. Молодая женщина безоглядно кинулась в заново разгоревшийся роман. Они уезжают в Париж на две недели. 13 сентября 1829 года, почти день в день в седьмую годовщину брака с Казимиром, Аврора родила дочь Соланж. Казимир был в восторге. Ему и в голову так никогда и не пришла мысль о неверности жены.

В июле 1830 года Жюль Сандо, молодой парижский студент-правовед, приехал в родной город Ла-Шатр и там впервые встретился с Авророй. Он был

первым из многих мужчин, которые сыграли заметную роль в её дальнейшей жизни. Она писала одному из своих друзей: «Если бы вы знали, как я люблю это бедное дитя, выразительный блеск его глаз, его робкую неловкость по отношению ко мне, которая породила желание увидеть его, узнать, каков он». Ответное чувство на страсть Сандро лишь яснее показало Авроре ограничения, налагаемые на неё бессмысленным браком.

Вскоре, одним холодным ноябрьским утром, её жизнь решительно переменилась. После девяти несчастливых лет Аврора объявила о намерении покинуть Казимира. Она прямо заявила, что желает получить содержание и уехать в Париж «навсегда» - таков был её способ требовать полной свободы, быть такой, какой она считает нужной, и любить того, кого сочтёт нужным! Аврора отправилась в Париж навстречу новой, независимой жизни.

В 1820-х и 1830-х годах Париж быстро превращался в центр европейской культуры. Сандро и Аврора решили объединить свои таланты и сочинить роман. Появившееся в результате произведение «Роз и Бланш, или Актриса и монахиня» (1831) было написано, главным образом, Авророй, хотя и подписано «Ж.Санд», именем, которое пара избрала в качестве общего псевдонима.

Некоторое время Сандо без дурных чувств мирился с тем, как быстро восходит звезда его соавтора. Уже одно только её трудолюбие, куда более целеустремлённое, чем его собственное, предвещало разрыв их трёхлетних профессиональных отношений.

Аврора впервые явилась публике как Жорж Санд с романом «Индиана» (1832). Книга мгновенно стала литературной сенсацией, возвестив о появлении нового романиста, чья творческая карьера и сопутствующая её слава длились сорок четыре года.

Все героини Жорж Санд горды и независимы. Индиана – креолка, у которой много общего с самой Жорж Санд и её эмансипированной жизнью. Индиана покидает мужа, который старше её, ради новой жизни и загадочного любовника.

Она давно заметила, что с большей вероятностью добьётся признания в литературном мире, если использует мужское имя. И даже пошла дальше, предпочитая во многих публичных местах появляться в мужском платье. Эту странность породила необходимость: визиты в театр стоили дорого. В мужском костюме можно было, не подвергаясь оскорбительным приставаниям, покупать билеты в театр и на концерты на самые дешёвые места. К тому же женщина без сопровождения мужчины могла ожидать не только словесных и физических оскорблений, но и прежде всего морального осуждения за присутствие в театре. В мужском обличье Жорж проходила

повсюду, при этом не привлекая внимания и не вызывая лишних комментариев.

Слава ширилась, и то, что поначалу было средством скрывать свой пол, превратилось в избранный ею стильный «мундир», вызывающе демонстрирующий новую индивидуальность. С поразительным своеобразием Жорж подчёркивала свой мужской стиль в одежде, куря сигары. Однако она не всегда одевалась по-мужски.

Писательница была большой поклонницей Мари Дорваль, одной из свмых талантливых актрис парижских бульварных театров. В 1831 году, посмотрев игру Дорваль в драме Александра Дюма-отца «Антони», Жорж Санд, повинуясь душевному порыву, написала ей короткую записку с поздравлением. К изумлению Жорж, на следующий день Мари появилась на пороге её квартиры, внеся в существование этой женщины вулканическую энергию и жадную любовь к жизни.

Как часто бывает в делах страсти, первоначальный накал чувств между двумя женщинами остыл в течение того же года – по крайней мере со стороны Мари. Страстное влечение перешло в дружбу, которой обе женщины дорожили до конца жизни.

В апреле 1833 года Жорж Санд познакомилась с поэтом-аристократом де Мюссе. Его известная всем надменность её, но поскольку он был надеждой французских романтиков и одним из самых горячо обсуждаемых поэтов Франции, она понимала, что их пути неизбежно должны пересечься.

Восхождение Мюссе к славе было стремительным. В двадцать лет он был уже в некотором роде повеса, живя главным образом ради театра, игры и доступных женщин. Красивый и обаятельный, он редко встречал отказ в чём-либо и потому был эгоистичен и избалован. Неукоснительно следуя моде, он являл собой воплощение дендизма.

Жорж Санд отправила ему экземпляр «Индианы». Они стали обмениваться своими произведениями. Между ними возник страстный роман интеллектов. Они разговаривали часами, ведя дискуссии и споры, каких она никогда не знала с мужем. Здесь был наконец тот, ради которого Жорж приехала в Париж, - мыслитель и гений, удовлетворявший и её плотские желания.

Влюблённые о многом думали одинаково: оба сожалели о крушении империи и «наполеоновской мечты», оба не принимали многословной прозы Виктора Гюго, оба обожали музыку и были согласны в том, что за свободу не жалко и жизнь отдать. Мюссе вынужденно признал, что эта странная, властная и привлекательная женщина вновь зажгла в нём надежду, которую он давно

считал погасшей. Поэт видел в Жорж Санд воплощение материнского образа, чему, несомненно, способствовали шесть с половиной лет разницы между влюблёнными. Подтверждением данному факту содержится и в одном из его писем: «Я люблю тебя любовью маленького ребёнка». Любовь к поэту была самой романтичной и самой обречённой из всех, что испытала Жорж Санд.

Работоспособность Жорж оставалась неутомимой. Ей было не в тягость трудиться от семи до тринадцати часов в день, обычно в тихие ночные часы. Потребность в изменении обстановки и в поисках новых источников вдохновения обратила мысли Поля и Жорж к Италии, тем более что действие следующего романа Жорж Санд должно происходить именно в этой стране. Они приехали в Венецию 1 января 1834 года. Сначала поэт был заботлив и внимателен, но как только возникли трудности, любовь исчезла.

Жорж была глубоко задета, представления о собственном предназначении рухнули. Они приехали в Италию работать, более того – они жили на пять тысяч франков аванса, выплаченного ей за не выполненный ещё труд. Лишь её решимость и дисциплина заставили поэта ощутить себя эмоционально отвергнутым, а профессионально – виноватым; у него не было ни воли, ни желания последовать её примеру. 7 сентября 1838 года Жорж Санд скажет об уходящей любви так: «Любовь – когда ваша звезда сияет полным светом; искусство, прежде всего, - когда эта звезда заходит!»

Накануне окончательного расставания 29 марта состоялся прощальный обед. Жорж Санд признавалась, что, глядя на гондолу, исчезающую в бледных туманах лагуны с молодым поэтом, она чувствовала, как уходила вместе с ней и часть её самой.

Жорж Санд прожила в Италии ещё пять месяцев, работая над повестью «Маттеа», романами «Жак», «Андре» и «Леоне Леони», а также первым из произведений, которые потом будут признаны шедеврами малой прозы, - «Письмами путешественника».

В 1836 году Мюссе опубликовал «Исповедь сына века». Этот мучительный автобиографический роман живо описывает одну из самых болезненных любовных историй XIX столетия. Мюссе не щадил себя, винил во всём, что не сложилось: «Лишь безупречно белые лилии вырастут на твоей могиле…Люди всегда будут вспоминать о нас, как о Ромео и Джульетте, Элоизе и Абеляре…никогда порознь».

Впервые Жорж Санд встретилась с Фридериком Шопеном в 1836 году. Оба проявили взаимное безразличие друг к другу. Вновь они встретились 13 декабря 1837 года, в салоне их общей приятельницы, графини Шарлотты Марлиани. Шопен много играл. Пианист безупречно владел техникой. В Жорж Санд он увидел женщину, чьи нелепые наряды и отвратительная

привычка курить сигары скрывали чувствительное сердце и острый ум. Но они были решительно разными людьми. Она – агрессивная, энергичная, любительница занятий на свежем воздухе и борьбы за любое правое дело; он лучше всего чувствовал себя в утончённой обстановке салона, в уединении своей музыкальной комнаты, в кругу близких друзей и единомышленников. Она была республиканкой, всегда на стороне народа; он был сноб и тяготел к обществу богатых и титулованных. Её вкус в одежде колебался между неряшливостью и «экзотикой»; он был воплощением хорошего тона и образцом элегантности.

Зиму 1838/39 года Жорж Санд, её сын Морис, дочь Соланж и Шопен провели на Майорке. Первые три недели были волшебными. Но здоровье Шопена ухудшилось. Врачи подтвердили то, что она уже знала. У Шопена была чахотка в поздней стадии. Но он продолжал работать. Он закончил большую часть «Прелюдий». Это собрание из двадцати четырёх миниатюр принадлежит к числу величайших лирических творений композитора. Достижение тем более поразительно, что у него не было инструмента. Ему приходилось работать, не имея возможности слышать собственной музыки. Материальное положение было сложным. От жителей Испании они не увидели помощи и понимания. Жорж Санд сполна дала выход своей ярости против жителей Майорки в обширном резюме «Зима на Майорке» (1840). В конце весны Жорж Санд и Шопен вернулись в Ноан. Именно в это лето Жорж решила прекратить отношения с Шопеном. Она часто называет его «капризным». Теперь, в тридцать семь лет, она вполне вошла в роль «матери». Шопен, бывший моложе её на шесть лет, стал для неё «ребёнком», «малышом»…и даже «сыном».

Жорж Санд продолжала работать над «Лукрецией Флориани». Роман был опубликован в 1847году. В описании принца Короля было слишком много сходства с Шопеном: «Мягкий и чувствительный, с прелестной наружностью, он сочетал обаяние юности с вкрадчивой обходительностью более зрелого возраста. Вследствие слабого развития мускулатуры он сохранил особую красоту, необычный тип лица, который, если мы позволим себе так выразиться, не принадлежит ни возрасту, ни полу». При первом чтении произведения, Шопен не обиделся. Он восхищался романом.

Последний раз Шопен и Жорж Санд встретились 24 ноября 1948 года. Он умирал. Это произошло 17 октября 1949 года. Официальная причина смерти Шопена – чахотка, продвинутая стадия туберкулёза. В «Истории моей жизни» Жорж восхваляла музыкальный гений Шопена, но одновременно в туманных выражениях и отрекалась от их отношений: «Мы никогда не могли по -настоящему сочетаться друг с другом, ведь целый мир разделял нас».

После смерти Шопена Жорж Санд прожила двадцать семь лет, в течение которых вела деятельную, но сравнительно спокойную жизнь, создавала буржуазные пасторальные романы, а также пьесы, встречавшие смешанные критические отзывы и пользовавшиеся переменным успехом.

 

КООРДИНАТОР ПРОЕКТА
Татьяна Жукова, организационный отдел
Тел.: (846) 334-45-80, +7 927 752 19 46

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Image CAPTCHA
Введите текст, показанный на изображении.
443110, г. Самара,
пр. Ленина, 14
 

Вт-пт: 10:00-19:00

Сб-вс: 10:00-18:00

Понедельник – выходной

(846) 334-23-52
(846) 334-45-80
e-mail: soub@soub.ru