«Психологический подход к использованию интерактивных методов работы с молодёжью в библиотеке»
Рекомендации для библиотекарей
Уважаемые коллеги!
В настоящее время в библиотеках проводится множество массовых мероприятий для молодёжи с использованием интерактивных методов организации групповой работы. Большое значение при проведении этих мероприятий имеет обеспечение психологического подхода к процессу групповой работы. Создание комфортной обстановки, организация общения в группе – необходимые условия эффективного проведения интерактивного мероприятия.
В данных методических рекомендациях кратко изложены основы психологического подхода к использованию интерактивных методов работы с молодежью в библиотеке, которые будут полезны при проведении интерактивных мероприятий.
1. Понятие интерактивных методов групповой работы
2. Алгоритм проведения групповой работы с использованием интерактивных методов
3. Предварительная подготовка.
4. Численность группы.
5. Организация взаимодействия участников.
6. Организация пространства.
7. Процедура завершения встречи.
8. Пример использования интерактивного метода.
9. Список рекомендованной литературы.
1. Понятие интерактивных методов групповой работы
Молодые читатели - это наиболее мобильная и активная часть читателей библиотеки. Организуя мероприятия для них, нужно учитывать особенности молодежной аудитории. Прежде всего, для привлечения в библиотеку молодых читателей необходимо создать атмосферу доверия и уважения, дать им возможность высказать свое мнение, отстаивать его в диалоге со сверстниками и взрослыми.
В наибольшей степени этим задачам отвечают интерактивные методы организации групповой работы: различные типы игр - деловые, имитационные, ролевые, групповая дискуссия, мозговой штурм, круглый стол.
Все интерактивные методы организации групповой работы объединяет то, что они основаны на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий, на опыте специально организованного социального взаимодействия участников. В результате участия в интерактивной групповой работе происходят изменения индивидуальной модели поведения их участников. Интерактивные методы организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса, или появившееся позже в его результате.
Иными словами, к интерактивным методам групповой работы можно отнести те методы, которые строятся на психологических механизмах усиления активности каждого участника группы в процессе взаимодействия с другими.
Результатом хорошо организованной и эффективно проведенной интерактивной работы группы могут быть быстрые, немедленно принятые решения, изменения в восприятии участниками обсуждаемой проблемы, или новое ее понимание. Возникновению такого нового понимания способствует погружение участников группы в процесс взаимодействия, дающее возможность исследовать проблему изнутри, пропустить ее через «себя», проанализировать собственное поведение и сделать необходимые выводы.
2. Алгоритм проведения групповой работы с использованием интерактивных методов
Алгоритм проведения интерактивных методов групповой работы, несмотря на все многообразие форм, достаточно универсален. Эту последовательность можно представить следующим образом:
1. Ведущий выбирает конкретный интерактивный метод, который, по его мнению, может быть эффективен для достижения поставленной им цели и разрабатывает условия, правила, задачи для участников.
2. Ведущий информирует участников об условиях, правилах, дает им четкие инструкции, в каких пределах они могут действовать, ставит перед ними цель. Участники знакомятся с ситуацией, правилами и целью, которую нужно достичь.
3. Начинается и завершается сама групповая работа, в ходе которой участники активно взаимодействуют, пытаясь достичь поставленной цели.
4. После завершения групповой работы совместно с ведущим проходит обсуждение полученных результатов.
Мероприятия, проводимые с использованием интерактивных методов, требуют не только содержательной подготовки, но и понимания психологических моментов организации групповой работы.
3. Предварительная подготовка
Необходимо учитывать уровень знаний участников по выбранной теме, социальные особенности группы, продумать организацию работы так, чтобы каждому участнику была ясна цель его работы.
Ведущий составляет план мероприятия, рекомендательный список литературы и ссылок на соответствующие сайты в интернете, заранее разрабатывает необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения, при необходимости проводит консультации, разъясняет сложные термины.
При подготовке деловых игр и круглых столов приветствуется деятельность участников, предварительно изучивших литературу по заданной теме.
4. Численность группы.
Количество участников интерактивных мероприятий не должно превышать 12-15 человек (за исключением круглого стола, где участников может быть до 20-25), так как все участники должны хорошо видеть и слышать друг друга, кроме того, одновременно запомнить и обсудить предложения большего количества людей очень сложно и это занимает слишком много времени.
5. Организация взаимодействия участников
Главная задача ведущего - организация взаимодействия участников, создание условий для проявления их инициативы, психологической атмосферы свободы, безопасности, раскрепощённости. Во время интерактивной групповой работы необходимо поддерживать открытость, заинтересованность участников, равенство их права предлагать аргументы, возможность взаимного обсуждения каждой идеи, включенность всех участников, чтобы никто «не выпадал» из групповой работы. Для обеспечения такого взаимодействия участники должны соблюдать определенные правила общения. Если правила общения не будут соблюдаться во время работы, то она рискует превратиться в хаотичные разговоры, а, возможно, и ссоры участников между собой. Поэтому очень важно перед началом мероприятия четко оговорить правила общения, в группе. Правила можно для наглядности напечатать и повесить в помещении, где будет происходить встреча. В самом обще виде они могут выглядеть так:
· Участники обсуждают те предложения, которые высказываются «здесь и сейчас», которые слышали или видели все участники группы.
· Участники говорят от своего имени, а не от имени, «всех девушек», «всех отличников», «всех жителей села». Используется техника Я -сообщения: высказывания участники начинают со слов «я думаю…», «я считаю…», «я хочу …»
· Каждый имеет право высказать свое мнение, и получить обратную связь – мнение других участников о высказанном предложении.
· Всякое мнение имеет право на существование, задача группы – выбрать то, которое наиболее соответствует решению поставленной задачи.
В зависимости от цели и задач конкретной встречи, к этим или подобным правилам могут быть добавлены и другие, по усмотрению ведущего.
Ведущий, оговаривая правила игры, предлагает выбрать того, кто будет фиксировать все идеи, иногда самая нелепая на первый взгляд мысль может стать ключом к решению проблемы.
Особое внимание участников ведущий должен обратить на то, что высказывания должны касаться сути предложения, а не оценки личности участника. Важно, чтобы обсуждение не сводилось к высказыванию обобщенного мнения – «правильно» или «неправильно», «хорошо» или «плохо», а соотносило каждое предложение с той задачей, которую решает группа.
Формы участия ведущего во взаимодействии с участниками интерактивного мероприятия могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае он не должен навязывать свое мнение.
Основная задача интерактивной работы – дать участникам самостоятельно совершить открытие, принять решение, только в этом случае они воспримут это открытие или решение как важное лично для себя.
Перед началом мероприятия для создания благоприятного психологического настроя с участниками можно провести упражнение «Приветствие». Даже если все знакомы между собой, необычное представление позволит акцентировать внимание на каждом из участников, позволит остальным понять его состояние и настроение.
В случае, когда группа не принимает какое-то предложение, ведущий может сказать, что высказывание имеет право на существование, также как и остальные точки зрения, и предложить рассмотреть еще и другие мнения. Особенно важно соблюдать это правило при проведении «мозгового штурма», суть которого заключается в поиске решения сложной проблемы посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий. Золотое правило мозговой атаки – ничего из произнесенного участниками не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей.
Ведущему также нужно следить за тем, чтобы все имели возможность высказаться, давая слово нерешительным, застенчивым, неуверенным в себе участникам. Своим поведением ведущий подчеркивает важность участия каждого. В некоторых ситуациях, если один или несколько ярко выраженных лидеров не дают высказываться остальным, нужно твердо сказать, что раз мы выслушали одних, то также должны выслушать и остальных.
6. Организация пространства
Важным моментом для установления эффективного взаимодействия участников между собой является организация пространства для работы. Во время проведения деловых игр, мозгового штурма, круглого стола участники должны сидеть за одним столом так, чтобы никто не оказался за спинами других участников и все могли видеть друг друга. При этом желательно, чтобы размеры стола соответствовали количеству участников, за столом не было пустых стульев, все сидели на приблизительно одинаковом расстоянии друг от друга.
Ролевая, имитационная игра требуют свободного пространства и возможности его перестраивать в соответствии с задачами игры. У каждого участника должен быть свой стул, с которым он мог бы перемещаться по помещению, если правила игры этого требуют. При планировании игры следует тщательно выбирать помещение для осуществления задуманной работы. Оно не должно быть слишком тесным или проходным, должно позволять участникам свободно взаимодействовать друг с другом. Помещение не должно быть и слишком большим, особенно если игра проводится с подростками. Излишнее пространство у подростков с недостаточной волевой регуляцией еще до начала игры может вызвать импульсивное желание активно двигаться, осваивая пространство, это будет отвлекать их.
7. Процедура завершения встречи
По окончании встречи участники вместе с ведущим подводят итоги проделанной работы, анализируют то, что происходило во время встречи. Анализ начинается с обсуждения эмоциональных впечатлений – ведущий выясняет, какие чувства испытывали участники, что им мешало высказывать свои мнения, что наоборот, помогало, какие выводы они сделали для себя после окончания совместной работы.
Ведущий на этом этапе должен найти комплиментарные, ободряющие слова для каждого участника, подчеркнуть все хорошее, что он сделал. Если ведущий считает необходимым обсудить с участником какие-то негативные моменты, это нужно сделать наедине после завершения встречи.
Затем следует переход к обсуждению содержания: как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, какой результат был получен и т.д. Рефлексивный анализ обязательно должен содержать обобщающие выводы и умозаключения, которые можно сделать по итогам взаимодействия, развернутое представление результатов. Возможно планирование следующей встречи, если у участников возникли новые идеи, есть возможность и желание встретиться снова.
Завершающий этап любой групповой работы очень важен для сохранения позитивного, завершенного образа всего действия. Всем желающим следует предоставить краткое итоговое слово и закончить встречу словами благодарности участникам.
8. Пример использования интерактивного метода
Рассмотрим алгоритм проведения деловой игры для старшеклассников, выпускников школ «Моя будущая профессия»
1. Подготовительный этап.
Целью игры является помощь школьникам в осознанном выборе будущей профессии. Почему именно деловая игра? Если мы хотим, чтобы школьники сделали осознанный выбор, необходимо, чтобы они как можно больше знали о тех профессиях, которые выбирают, осознавали все плюсы и минусы этого выбора, могли «примерить» эту профессию на себя.
Метод деловой игры дает возможность ее участникам получить и проанализировать необходимую информацию, спроектировать свое будущее, обсудить в группе все сложности и преимущества получения данной профессии и сделать для себя вывод – действительно ли эта профессия для него.
На подготовительном этапе подбираем справочную литературу, находим сайты, описывающие различные профессии.
Обращаем ваше внимание на сайт ПрофВыбор.ru http://www.profvibor.ru/oproekte.php. Он создан для помощи подросткам в формировании интереса к миру профессий и выстраиванию своих профессиональных компетенций.
Готовим вопросы для обсуждения. Например, такие:
1. Какие школьные предметы являются базовыми для изучения этой профессии?
2. Что изучают студенты, получающие эту профессию?
3. Какими качествами личности должен обладать представитель профессии, а какие, наоборот, осложнят его профессиональную деятельность?
4. Что составляет основное содержание этой работы? Чем профессионал занят большую часть рабочего времени?
5. Насколько востребована эта профессия сейчас?
6. Каковы перспективы профессии в ближайшие десять лет? Насколько она будет востребована?
7. В каких учебных заведениях можно получить эту профессию.
8. Каков средний уровень оплаты труда людей, работающих по этой профессии.
2. Вводный этап.
Начинаем игру со знакомства. Например, так:
«Сейчас мы все встанем полукругом и каждый из вас по очереди, поворачиваясь лицом к рядом стоящему участнику, называет свое имя и здоровается с ним любым способом (делает какой-то приветственный жест, пожатие руки, движение и т.п.). Повторять использованные ранее приветствия нельзя, нужно каждому придумать что-то свое. Мы же вместе будем повторять имя и приветствие».
После того, как все, начиная с ведущего, представятся, можно спросить:
«Трудно ли было придумывать приветствие?», «Как повторили Ваше приветствие?», «Какое понравилось больше всех».
Группе школьников ведущий предлагаем назвать ту профессию, которую он выбрал для себя. Определяем две наиболее популярные в данной группе профессии. Допустим, это будут веб-дизайнер и врач-педиатр.
Затем ведущий рассказывает об условиях игры. Школьникам предлагается разбиться на две команды. Одна команда будет отвечать на вопросы о профессии веб-дизайнера, а вторая - о профессии врача-педиатра.
В результате каждая команда составляет подробный рассказ о своей профессии. Затем в каждой команде нужно будет выбрать того участника, который расскажет о профессии. Другая команда постарается, как можно более внимательно слушать и будет задавать вопросы, которые у нее возникнут. Ведущий уточняет, всем ли понятно задание, отвечает на вопросы. Если количество участников в командах неравное, ведущему следует предложить кому-то из большей команды перейти в меньшую (например, тому, кто не определился с выбором будущей профессии).
3. Основной этап игры.
Команды работают в течение 30-35 минут, представляют свои профессии перед другой командой, отвечают на вопросы.
Если после этой работы участники заметно устали, можно предложить им выполнить психогимнастическое упражнение, направленное на снятие напряжения. Например, упражнение «Общий признак»:
Участники садятся по кругу, ведущий стоит в центре круга. «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть сестры", — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру».
После выполнения этого упражнения можно задать участникам вопросы: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?».
4. Общее обсуждение результатов.
На этом этапе ведущий собирает обе команды в один общий круг, или за один общий стол и предлагает каждому ответить на такие вопросы:
Как ты себя чувствуешь сейчас?
Что тебе помогало, а что мешало высказывать свое мнение?
Когда все ответят на эти вопросы, ведущий задает примерно такие вопросы по содержанию работы в группах и о том, какие выводы сделали для себя участники:
Что нового об этих профессиях ты узнал сегодня?
Какие стороны каждой профессии кажутся тебе привлекательными, а какие – наоборот?
Насколько эти профессии подходят лично для тебя?
5.Завершение игры.
Ведущий предлагает каждому подвести итоги встречи, поделиться своими чувствами и впечатлениями и сам высказывает свое мнение о проделанной работе, благодарит участников.
На этом игра заканчивается.
Список рекомендованной литературы
1. Авдулова, Т.П. Психология игры: современный подход / Т.П. Авдулова. – М.: Академия, 2009.
2. Атватер, И. Психология для жизни / И. Атватер, К. Даффи. - М.: Юнити, 2003.
3. Большой психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, И. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.
4. Вислобоков, Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения / Н. Ю. Вислобоков // Информатика и образование. - 2011. - N 6.
5. Панина, Т. С., Вавилова, Л. Н. Современные способы активизации обучения/ Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под. ред. Т. С. Паниной. – М.: Академия, 2007.
6. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсиани, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006.
7. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать?/ К.Фопель. – М.: Генезис, 2006.
8. Фопель, К . Технология ведения тренинга / К. Фопель. –М.: Генезис, 2003.
9. Хейзинга, Й. Человек играющий / Й. Хейзинга. - СПб.: Азбука-классика, 2007.
Составитель: психолог ГБУК «СОЮБ» Сорокина Галина Михайловна
Тел.: 8(846) 334-45-80
Добавить комментарий