«Литературный калейдоскоп». Выпуск #12. Книжные юбилеи
50 лет исполняется фантастической юмористической повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в которой своеобразно воплотилась утопия 1960-х годов, художественная реализация мечты авторов о возможности для современного талантливого человека сосредоточиться на научном творчестве и познании тайн Вселенной. Большую роль в повести играют также ярко выраженные сатирические мотивы.
По рассказу Бориса Стругацкого, в начале 1960-х годов его хорошая знакомая Н. А. Свенцицкая разыграла его, утверждая, что в ленинградском Доме Книги продаётся новое издание Эрнеста Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Придуманное ею название понравилось Стругацким своей глубокой афористичностью, и впоследствии они использовали его для своей повести.
В ней регулярно цитируются известные литературные произведения. Вот несколько примеров.
Первая фраза повести «Я приближался к месту моего назначения» является также фразой из повести Пушкина «Капитанская дочка». Такое начало, по воспоминаниям Александра Щербакова, было принято в близкой к Стругацким писательской среде начала 1960-х как знак того, что текст не является вполне серьёзным.
Сцена, в которой голодный Привалов читает описания различных трапез в «книге-перевёртыше», вероятно, является отсылкой к сцене из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина, в которой герои читают газету.
В произведении действуют и упоминаются персонажи и предметы русских сказок, фольклорных и мифологических произведений. Но, несмотря на это, повествование носит скорее подчёркнуто бытовой, чем сказочный характер.
Повесть «Понедельник начинается в субботу» оказала заметное влияние на мировоззрение нескольких поколений читателей 1960—1980-х годов, неоднократно вызывала бурную полемику, фразы из неё разошлись на цитаты и широко узнаваемы до сих пор.
В 1982 году на основе повести снят художественный фильм – сказочный комедийный мюзикл «Чародеи» режиссёра Константина Бромберга. Главные роли сыграли Александра Яковлева, Александр Абдулов, Екатерина Васильева и Валентин Гафт.
Первоначально братья Стругацкие написали сценарий, представлявший собой переложение «Суеты сует» (второй части повести «Понедельник начинается в субботу») с новыми сюжетными линиями. Однако Бромбергу такой сценарий не понравился (он имел мало шансов пройти цензуру), и Стругацкие его переделали. В результате была создана совершенно новая новогодняя история, в которой лишь использовались некоторые персонажи и имена сотрудников «НИИ ЧАВО».
Позже история повторилась с другой экранизацией Стругацких — «Дни затмения» и режиссёром Сокуровым, несколько раньше – со сценарием фильма «Сталкер», снятого Тарковским. В итоге в фильмах от содержания книг, «по мотивам» которых они сняты, осталось не так немного.
Борис Стругацкий о фильме «Чародеи»:
«Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл регулярно и ежегодно идёт по телевизору под Новый год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, — есть за что».
Составитель – Екатерина Сизехина,
библиограф справочно-информационного отдела
Источник - livelib.ru, ru.wikipedia.org
На фото: Борис и Аркадий Стругацкие, ru.wikipedia.ru
Добавить комментарий