«Литературный калейдоскоп». Выпуск #17. «Василий Тёркин»
В 2015 году исполняется 70 лет с момента первой публикации поэмы Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» и 100 лет со дня рождения художника Ореста Верейского, который подготовил иллюстрации к этому изданию.
Поэт ушёл на Великую Отечественную войну на второй день после её начала и вскоре понял, что «война всерьёз, и поэзия должна быть всерьёз». Прихватил в одно из посещений Москвы наброски к поэме «Василий Тёркин» и приступил к её коренной переработке. И вот в августе-сентябре 1942 года в «Красноармейской правде» стали появляться её первые главы.
«О чём бы я ни думал, — записал как-то Твардовский, — я вновь возвращаюсь к мысли об Иване, на которого свалилась вся тяжесть войны». Поэт чувствовал, что сможет написать о российском солдате по-новому, «в 100 раз лучше». Поэма «Василий Теркин» стала одним из атрибутов фронтовой жизни, а Твардовский сделался культовым автором военного поколения.
Уже в 1942 году «Василий Теркин» вышел за пределы маленькой фронтовой газеты. «Тёркина» стали перепечатывать другие газеты, столичные «Правда», «Известия», да и журналы. Стали по радио читать главы из поэмы, читал Левитан, очень хорошо читал Орлов, приглашали читать и автора.
Поэма представила войну в такой её правде, была так талантливо написана, что уже в 1942–1943 годах получила поистине всенародное признание. Твардовскому приходило много писем со всех концов страны, но особенно волновали его письма с фронта. Бойцы спрашивали, не настоящий ли Тёркин человек, не может ли автор послать им адрес Тёркина: кое-что хотелось бы у него уточнить.
Первое издание «Василия Тёркина» вышло с иллюстрациями Верейского.
Он работал в «Детиздате», во время войны был художником фронтовой газеты Западного фронта «Красноармейская правда». В редакции этой газеты познакомился с Твардовским. Это знакомство положило начало совместной творческой работе.
Привнося что-то новое, он не менял образ героя — так «изобразительная жизнь» Теркина обрастала новыми подробностями и деталями.
У каждого художника выработан свой особенный стиль работы. Графический почерк Ореста Верейского, отличался стремительностью и лёгкостью рисунка, что делало его превосходным книжным и журнальным иллюстратором.
Образность и графическую стилистику «Василия Тёркина» определило само время. Качество, которое особенно выделяет графику Великой Отечественной войны, — хроникальность. Это правда карандашного рисунка с натуры — особая достоверность увиденного, доступная лишь непосредственному участнику.
Сам художник так вспоминал свою работу над оформлением поэмы:
«Мне хотелось открыть книгу фронтисписом с портретом Василия Тёркина. И это оказалось самым трудным. Каков он, Тёркин, собой? Многие солдаты, портреты которых я набрасывал с натуры, казались мне чем-то похожими на Тёркина – кто улыбкой, кто прищуром весёлых глаз, кто всем милым, усеянным веснушками лицом.
Но ни один из них не был Тёркиным. Я оказался в роли Агафьи Тихоновны из гоголевской “Женитьбы”: “Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича”.
Разумеется, каждый раз я делился результатами своих поисков с Александром Трифоновичем. И каждый раз слышал в ответ: “Нет, это не он”».
Поиски подходящего персонажа были долгими и сложными. Образ литературного героя Василия Теркина был списан с молодого поэта Василия Глотова, который однажды зашёл к Твардовскому показать свои стихи. Поэтому успех поэмы можно отдать и художнику, за его огромный вклад в эту долгую и кропотливую работу.
Ведь его станковая графика — в определённом смысле, графический «репортаж». Великолепно владея мастерством рассказа, художник подчёркивает особенности литературного произведения.
СОСТАВИТЕЛЬ
Екатерина Сизехина, отдел обслуживания
Тел.: (846) 334-45-80
Источники: art-100.ru, cultobzor.ru, gruzdoff.ru
Иллюстрация: обложка книги «Василий Тёркин», издание 1951 года, istrabibl.ru
Добавить комментарий