Читаем сегодня: «Отец комедии»
Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что умение смеяться - это то достоинство, которое отличает человека от животного. Аристофан оформил комическое в канонический комедийный жанр, за что и получил звание «отца комедии». Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11.
Не людишек простых он в комедиях стал подвергать осмеянью, не женщин,
Но со страстью Геракла какой-то он стал нападать уж на самых могучих.
Аристофан действительно не боялся нападать «на самых могучих». В комедии «Всадники» он высмеивает одного из лидеров афинской демократии демагога Клеона, изображая его в образе наглого и ловкого раба, хитростью захватившего власть над своим господином Демосом, то есть народом. Влиятельный Клеон подал на драматурга в суд, но проиграл дело. Здесь уже комедия переросла в более «злой» жанр - сатиру.
Как-то у ироничного Гейне спросили, почему бы ему не попробовать свои силы в качестве сатирика. «Это опасное ремесло, - ответил он. - „Любая сатира кого-нибудь да задевает... Величайшим сатириком был Аристофан...» - добавил поэт, признавая, что взять высоту античного насмешника не каждому по силам.
О жизни Аристофана известно очень мало. Родился он приблизительно в 446 году до н.э. в деме Кидафине (демы - древнегреческие территориальные округа в Аттике) и являлся афинским гражданином. Со слов Аристофана, писать он начал очень молодым. Первые комедии, созданные в 427-425 годах до н.э. («Пирующие», «Вавилоняне», «Архарняне»), ставил под именем актера Каллистрата и сам иногда выступал в качестве актера, к примеру, играл роль Клеона во «Всадниках».
Время жизни драматурга совпало с событиями, имеющими исключительное значение для Афин. Это был период высшего расцвета государственного устройства Афин, а также всех искусств. На вершине афинского Акрополя возводится Парфенон (храм богини Афины), у его подножия в театре Диониса ставят свои трагедии Софокл и Еврипид, вокруг просвещенного афинского вождя Перикла объединяются историк Геродот, скульптор Фидий, философ Анаксагор.
В последние десятилетия V века до н.э. разразилась Пелопоннесская война (431-404 годы до н.э.), в которой Афины столкнулись с другим могущественным объединением - Спартой. Богатые купцы, связанные с морской торговлей, стояли за продолжение войны и расширение афинского господства, а землевладельцы, страдающие от спартанских набегов, настаивали на ее прекращении. Аристофан по своим взглядам был близок к последним и в комедиях «Мир», «Лисистрата» и других выступал против войны.
Внутренняя жизнь Афин также претерпевала изменения. Странствующие учителя мудрости - софисты - подвергали критике вековые представления о морали, которых придерживались предки, а также традиционную веру в богов.
Это тот исторический фон, те явления, которые стали содержанием комедий Аристофана. По убеждениям он был государственником, и во всем, что, по его мнению, колебало государственные основы, видел объекты для сатирических стрел. Он придавал большое общественное и политическое значение своему творчеству, называя себя «очистителем, отвращающим беды от своей страны» («Осы»).
Почти все комедии Аристофана имели отношение к злободневным вопросам афинской жизни. Так, в «Облаках» он сделал своими персонажами Сократа и софистов, высмеивая их новомодные философские теории. Она не только доставила много хлопот автору, но сыграла зловещую роль в судьбе его персонажа. Во время суда над Сократом, вынесшего ему смертный приговор (399 год до н.э.) «за поклонение новым божествам» и «развращение молодежи», комедия была использована как одно из доказательств виновности философа.
До сих пор большой историко-литературный интерес представляет комедия «Лягушки». В ней Аристофан выразил свои взгляды на роль поэта в государстве, а также свои художественные идеалы. Действующими лицами он сделал реальных поэтов-трагиков - Эсхила и Еврипида, недавно ушедших из жизни. По существу, в этой комедии Аристофан полемизирует с общественными воззрениями и художественными приемами Еврипида. Взгляды Аристофана озвучивает Эсхил.
После смерти Аристофана, которую датируют приблизительно 385 годом до н.э., интерес к нему постепенно стал угасать. Ушли из жизни участники и свидетели событий, описанных в его комедиях. Многие намеки и выпады драматурга становились все более непонятными для каждого нового поколения.
Новая волна интереса к Аристофану поднялась в XVII веке. Его имя стало нарицательным для определения социального сатирика. Французский драматург Жан Расин под влиянием его «Ос», где высмеивалось пристрастие афинян к судебным процессам, написал комедию «Сутяги». Творчество Аристофана вдохновляло английских писателей Джонатана Свифта и Генри Филдинга, в Германии Гёте перерабатывал его «Птиц»...
В России произведения отца комедии переводились много раз. Гоголь называл Аристофана образцом поэта-сатирика. Да и сегодня, когда театр соперничает с кинематографом по части ужасов и скабрезных картин, аристофановы «Лягушки» снова просятся на сцену.
Литература
Аристофан. Комедии: [в 2 т.: пер. с древнегреч.] / Аристофан. — Москва: Искусство, 1983. — 520 с.: ил. — (Античная драматургия. Греция).
Аристофан. Комедии: Лисистрата. Лягушки. Женщины в народном собрании / Аристофан. — Калининград: Янтарный сказ, 2001. — 384 с. — (Библиотека ликея).
Аристофан. Комедии; Фрагменты /. — Москва: Ладомир, Наука, 2000. — 1033 с. — (Литературные памятники).
Аристофан. Комедии / Аристофан. — Харьков: Фолио, 2001. — 620 с. — (Библиотека античной литературы).
Гусейнов, Г. Ч. Аристофан /Г.Ч. Гусейнов. — Москва: Искусство, 1988. — 270с.: ил. — (Жизнь в искусстве).
Источники: tonnel.ru, sitekid.ru
Составитель Екатерина Сизехина,
ведущий библиограф справочно-информационного сектора.
12.07.2017
Добавить комментарий