«Классики … в необычном месте» : сб. методико-библиографич. материалов из опыта работы ГБУК «СОЮБ». Вып.1. «Классики на … стадионе» / сост. Цупрова Е.Е.; Самарская ОЮБ. - Самара, 2017.
От составителя
Слово «классика» происходит от латинского classicus - «образцовый», «первоклассный». К классической литературе мы причисляем отобранные и прошедшие испытание временем произведения, признанные шедевры словесного искусства. Это – «золотой фонд» культуры.
Классическую литературу знают, уважают, ценят. Она – базовый элемент школьной программы. «Но читать по программе все-таки не то же самое, что читать просто для себя, – отмечает российский литературовед Игорь Сухих. - Русскую классику, которая является основой школьного курса литературы, иногда считают скучной, неинтересной, устарелой. Кто-то может спросить: зачем, к чему я должен (должна) читать то, что написано двести лет назад и рекомендовано какими-то дядями, и тетями».
Одна из важных задач библиотеки – представить классику «без хрестоматийного глянца», в современном, понятном и привлекательном для молодежи формате. Необходимо показать мастеров словесности – Пушкина, Гоголя, Достоевского и др. – не как величественные памятники, а как живых людей с их характерами, увлечениями, привычками. В качестве одной из форм, позволяющих это сделать ненавязчиво и без назиданий, сектор молодежного чтения Самарской областной юношеской библиотеки предлагает использовать Информационную викторину (Инфо-вику). Она поможет построить разговор о классике и классиках нестандартно, с применением интерактивных технологий.
В качестве примера в данном методическом пособии обобщен опыт проведения Информационной викторины «Классики на стадионе».
Цель этой ИНФО-ВИКИ - органично совместить литературную классику и отдых, юмор, хорошее настроение и через нестандартную подачу образов классиков литературы способствовать формированию привлекательного имиджа здорового образа жизни.
Викторина основана на интересных фактах, связанных с увлечением спортом таких почтенных литераторов как М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, А.А. Ахматова и многие другие. Интерес к спорту, соответственно, отражен и в их произведениях. Этот неожиданный ракурс помогает преодолеть стандартный взгляд на писателя как на типичного «ботаника», обитающего в душном кабинете.
Спортивные увлечения заставят по-новому посмотреть и на самого известного со школьной скамьи классика. Не многие знают, что Пушкин был активным пропагандистом бокса и гимнастики, Толстой поражал успехами в катании на коньках и в 78 лет смог освоить велосипед, а Ахматова отличалась удивительной гибкостью и покоряла посетителей «Бродячей собаки» не только стихами, но и пластическими этюдами. Оказывается, популярный у интеллектуальной молодежи, «самый европейский из японских писателей», Харуки Мураками - поклонник бега, марафонец.
Сочетание классиков литературы и спорта, безусловно, является хорошей рекламой здорового образа жизни - если такие уважаемые люди занимаются спортом – значит это престижно.
Солидаризируясь с авторами альтернативного учебника литературы «Литературная матрица» (СПб.: Лимбус Пресс, 2010), главное, чего хотелось бы организаторам викторины от молодого участника: « … чтобы … почувствовал необходимость заглянуть в тексты произведений русской литературы, входящих в “школьную программу”. Чтобы он читал эти тексты <…> не сдерживая слез, сжимая кулаки, хохоча и замирая от восторга, гневаясь и сходя с ума».
Методическое пособие адресовано библиотекарям, преподавателям литературы и всем любителям российской словесности. Включенные в сборник материалы помогут сделать работу по продвижению классической литературы более интересной, яркой и, следовательно, эффективной.
Составитель: Цупрова Е.Е.
Редактор: Иванова Е.А.
Добавить комментарий